Медицинская энциклопедия г. Москвы

Сто тысяч почему зачем дети задают вопросы

Дек 13, 2021

спроси

Психология ребенка

С первым ребёнком мамы обычно очень ждут момента, когда малыш заговорит. А со вторым уже опытные заявляют:

– Пусть лучше подольше молчит!

Ох уж эти бесконечные вопросы: почему, почему, почему? Постоянное желание поговорить. Всегда ли у родителей должны быть подробные и тщательно продуманные ответы на вопросы детей? А как отвечать, если не знаешь?

– Почему у этой женщины такой большой живот?

– Это дерево? А что оно делает? Растёт? А как оно это делает?

– Может ли леопард бегать быстрее льва? Почему гепард бегает быстрее всех, он же такая же кошка?

разговор с мамой

Дети хотят все точно знать, спрашивают и спрашивают, порой целый день. Конечно, родители рады своим любознательным малышам – ведь вопросы делают умнее. Но иногда это вечное «почему» действительно действует взрослым на нервы.

Зачем столько вопросов?

Для маленького ребенка мир полон чудес. Что солнце встает утром и исчезает вечером за горизонтом, что экран телевизора оживает, когда мама нажимает кнопку, что звонит колокольчик, когда его трясут – в дошкольном возрасте дети поражаются всему этому. Они изучают события, постепенно познают их законы. Через некоторое время любой ребёнок начинает классифицировать то, что ему известно, и задавать вопросы: будет ли солнце вставать снова и снова каждое утро? И делает ли оно это, когда я даже не смотрю? Откуда ветер? А как насчет дождя?

Знания взрослых – не всегда главное

с папой

Конечно, родители стараются правильно ответить на такие вопросы, поэтому напрягают голову и ищут правильное объяснение. В этом нет ничего плохого. Но порой мама бежит рыться в словарях или искать информацию в интернете. И очень удивлена, что ребенок тогда не так уж заинтересован в найденном ею ответе.

Такая реакция не показывает, что ребенок не способен дождаться, а скорее показывает, что взрослые неправильно поняли его вопрос. Дети привносят в повседневность глубокую мудрость и рассудительность, они ощущают самое важное в жизни. Вот почему они не хотят знать, что Солнце находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, если их все еще интересуют очевидные вещи – они хотят знать причину, по которой оно сияет. Поэтому ответ типа «Потому что живым существам нужен свет и тепло» удовлетворит их больше, чем любое рациональное объяснение.

Такие ответы вселяют в детей уверенность в мире: все и так правильно. Дети хотят подтверждения того, что и они останутся в безопасности, что завтра все будет так же, как сегодня. Доказательством этого служат одни и те же вопросы. Точно так же, как ребенок хочет слышать одну и ту же историю каждый вечер в одной и той же формулировке, он так же хочет одного и того же ответа всякий раз, когда задает вопрос снова и снова. Постоянство дает безопасность в этой захватывающей и бурной жизни.

Вопросы, на которые трудно ответить

в автобусе

Детские вопросы не должны табуироваться. На все, с чем сталкивается ребенок и что он еще не может классифицировать в своем понимании мира, он хочет получить ответ немедленно. Будь то в переполненном автобусе или на важной встрече:

– Мама, почему этот мужчина такой смешной и лысый?

И этот вопрос слышен каждому человеку в общественном транспорте. Даже если мама хочет превратиться в мышь и исчезнуть, а окружающие смотрят осуждающе или ехидно хихикают – родители должны пройти через это. В этом случае единственное, что помогает, – это честное «я не знаю», а затем разговор о том, что большинству людей не нравится, когда о них говорят при других.

Детские вопросы о смерти тоже обычно неудобны.

с бабушкой

– Тебе придется скоро умереть? – спрашивает маленький мальчик у двоюродной бабушки, у которой уже много морщин на лице и седые волосы. Старики должны умирать, он это уже усвоил. Почему бы ему не применить и не углубить свои знания сейчас?

В этом деле лучше быть честными, но мягкими.

– Да, но это произойдёт ещё не скоро, – должна ответить бабушка.

На вопрос о значении смерти ответить труднее. Но всегда ли у родителей должны быть наготове четкие ответы? Разве такой вопрос не может быть поводом для совместной беседы? И в процессе разговора они переосмысливают то, что стало для них естественным, озвучивают какие-то новые для себя идеи и мысли. Вопрос не обязательно требует ответа, но всегда требует разговора.

Почему, почему, почему

почему

Случается, что бесконечная серия вопросов становится проверкой родительского терпения.

– Почему женщина так быстро разговаривает?

– Потому что она очень торопится.

– Почему она торопится?

– Может, она хочет успеть всё рассказать.

– Почему она хочет побыстрее рассказать?

– Потому что у неё много новостей.

Дети могут без устали продолжать такие цепочки вопросов. Тем самым они показывают, что еще не удовлетворены ответами. И они демонстрируют, что хотят общаться. Взрослый тут может задать простой встречный вопрос:

– Что ты имеешь в виду, спрашивая об этом?

Это обычно помогает прервать бесконечный поток вопросов и начать разговор, в котором ребенок может назвать самое главное.

Искать ответы вместе

искать ответ

Когда малыш идёт в школу, качество вопросов меняется. Теперь детям нужна информация, они хотят понимать связи. Родительский опыт подвергается испытанию.

– Может ли кенгуру прыгать выше чемпиона мира?

Родители должны воздержаться от такого ответа на этот вопрос. Потому что, если ребенок слишком часто слышит «не знаю», он усвоит этот посыл и сам не захочет делать выводы. Так уходит любопытство, делающее человека живым и творческим. Вместо: “Я не знаю”. Пусть звучит: “Давай подумаем, как мы можем узнать!”

И в библиотеке или в интернете искать, исследовать и изучать тему вместе. Кстати, ребенок также познакомится с инструментами, с которыми он позже сможет найти ответы на свои вопросы. Такое совместное исследование приносит обоим гораздо больше, чем любая хорошо подготовленная дидактическая книга.

– Как это было, когда ты был в моем возрасте? – вопрос, который знают все родители, бабушки и дедушки.

бабушка

Книга никогда не сможет ответить так, как бабушка или родители, которые подробно и ярко рассказывают ребенку о том, «как это было раньше».

Или мать ждет ребенка, а старший интересуется, как маленькое существо растет в утробе матери. Конечно, малышу хотелось бы знать, как сейчас выглядит его брат или сестра. Могут ли они есть и пить в животике. И как они вообще туда попали. Хороший шанс для деликатного объяснения, которого никогда не может предложить книга.

Нет вопроса, который ребёнок не может задать в силу возраста. Если спросил, значит, дорос. Есть только неподходящие по возрасту ответы. Вот почему родители должны рассматривать свои ответы с точки зрения ребенка. И смотреть на мир с позиции маленького человека. Родительские слова должны быть понятными. Нужно стараться построить диалог доверительно, без высокомерия и стараться общаться с малышом на равных.

Каждый вопрос, который задает ребенок, показывает, что он интересуется миром и что он хочет понять и исследовать жизнь вместе со своими родителями. Просто нужно ему в этом помочь.

Много игрушек – 10 доводов, почему это плохо

Много игрушек

Cоветы родителям по воспитанию детей

Количество игрушек у ребенка оказывает существенное влияние на его развитие. Именно поэтому заботливые родители обязаны уделять должное внимание этому обстоятельству. В наше время достаточно иметь деньги и можно просто заполнить комнату ребенка самыми разнообразными игрушками до отказа. Но такой заботой родные оказывают малышу «медвежью услугу».

Как сделать так, чтобы игрушки действительно были нужными ребенку, способствовали его развитию?

Очень много игрушек

Почему чем больше, тем хуже

Детские психологи советуют сократить их количество до минимального. Чем меньше игрушек у ребенка, тем лучше для его будущего.

Развитие креативности у ребенка

Наличие большого разнообразия игрушек не дает развиваться творческой составляющей личности ребенка. Зачем что-то выдумывать и изобретать, если и так под рукой есть все, что только пожелаешь.

В Германии провели эксперимент в дошкольных учреждениях ­­— детей на три месяца лишили всех привычных игрушек. Потосковав непродолжительное время, они включили свою фантазию и стали играть с окружающими их предметами с не меньшим энтузиазмом. При этом количество личных контактов между детьми резко пошло вверх.

По рассказу одного моего знакомого, детство которого прошло на Севере, покупных игрушек у него не было совсем. Вместо этого у него были спичечные коробки, из которых он мастерил всевозможные конструкции. Сейчас этот парень — успешный архитектор.

Придуманный мир

Развитие внимания у ребенка

Для развития концентрации внимания у ребенка, количество предметов окружающих его на расстоянии вытянутой руки не должно быть больше пяти. Если их больше, малыш не в состоянии сосредоточится на игрушках. Это может тормозить развитие памяти и логики, а также негативно сказаться на его будущем развитии.

Еще один минус наличия большого числа игрушек — это быстрая потеря ценности их для ребенка.

Новая кукла или машинка быстро надоедают, и малыш начинает просить следующую покупку. Этим умело пользуются производители игрушек. Задача родителей взять под контроль количество таких приобретений.

потеря ценности игрушек

Развитие социальных навыков

Как показывают проводимые исследования, чем меньше игрушек у ребенка, тем больше личных контактов у него с окружающими. Развитие навыков социального общения помогает в будущем сделать успешную карьеру.

Научите ребенка ценить то, что имеет

Когда чего-то слишком много, теряется его ценность. Если ребенок не ценит свои игрушки, не огорчается, когда они ломаются или теряются, то в дальнейшем это не может не сказаться на формировании его будущего характера.

Потребительское отношение к окружающим предметам может со временем перейти на такое же пренебрежение по отношению к людям.

Развитие любви к чтению

Психологи описывают такие случаи, где в семьях не было покупных игрушек совсем, а просмотр телевизора для детей был ограничен или недоступен совсем. Дети в таких семьях много читали, рисовали, мастерили или находили много других увлекательных для себя занятий. Интерес к чтению книг увеличивает словарный запас ребенка, повышает его грамотность, расширяет кругозор и развивает воображение. Занятия искусством учат правильно выражать свои эмоции и чувства.

Читайте также:  Контактные линзы как выбрать самый лучший вариант

Любовь к чтению

Умение договариваться

На первый взгляд кажется, что большое количество игрушек не может способствовать конфликтам между детьми. Но это не так. Каждое новое приобретение отдаляет малыша от других детей, способствует созданию своего обособленного «мирка».

Когда игрушек немного, то детям приходится учиться избегать споров и ссор со сверстниками, придумывать совместные игры. Это способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Укрепление физического здоровья малыша

Отсутствие контроля количества игрушек приводит к неправильному питанию, нарушению режима дня. Это негативно сказывается на здоровье ребенка. К тому же отсутствие большого количества игрушек побуждает к более частым прогулкам на свежем воздухе, активным играм с другими детьми. Пользу такого образа жизни трудно переоценить.

Ребенок учится находить радость не только в новых игрушках

Дети не должны расти с мыслью, что настоящая радость покупается за деньги в магазинах игрушек. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок научился получать удовольствие от общения с людьми. Если это произойдет, то когда он станет взрослым, такие вечные ценности как дружеское общение, любовь к близким, семья не будут для него пустым звуком.

Самодельные машинки

Ребенок приучается к чистоте и аккуратности в доме

Чем больше в комнате ребенка игрушек, тем больше беспорядка. Уменьшив их количество, родители тем самым приучают малыша еще и к аккуратности и чистоте.

Только «правильные» игрушки

Роль игрушки в жизни ребенка трудно переоценить. Она нужна не только для игр, но и для формирования личности малыша. С помощью игр ребенок воспринимает окружающий его мир, формирует мнение о себе и близких. Поэтому очень важно при выборе очередного подарка для малыша обратить внимание на следующие факторы:

  • соответствие возрасту ребенка;
  • не раздражающая цветовая гамма;
  • приятный внешний вид;
  • качество используемых материалов;
  • развивающая польза.

Если покупки игрушек происходят не часто, то родители больше внимания уделяют их качеству и полезности.

Ценные игрушки

Куклы, машинки и конструкторы являются неотъемлемой частью детства, и речь, конечно, не идет о полном отказе от них. Лишить ребенка «лучшего друга» было бы жестоко. Важно помнить, что переизбыток игрушек может сказаться на творческих, коммуникативных и социальных навыках малыша не в лучшую сторону.

Как же уменьшить количество до оптимального, не расстраивая малыша? Чтобы избежать стрессовой ситуации, детские психологи советуют убрать лишние игрушки незаметно для любимого чада. Не трогать те, которыми занят ребенок на данный момент, остальные спрятать. Если через какое-то время достать забытого любимца из «тайника», он у ребенка может стать не менее желанным, чем новая покупка. Еще этот способ позволяет отделить лишние игрушки, не пользующиеся популярностью у малыша. Если таковых наберется достаточно много, их можно кому-то подарить, отнести в детский дом или в благотворительные организации.

Ребенок много играет на компьютере. Что из него вырастет?

За годы нашей работы родители задали нам кучу вопросов. Но самый частый: «Как мне заставить своего ребенка не играть в компьютерные игры весь день?». Родители переживают, что игры на компьютере отнимают время, которое ребенок мог бы потратить на более полезное и необходимое — учебу, физическую активность, сон, наконец. В то же время они не готовы совершенно лишить чадо гаджетов — ведь это значит идти против прогресса. Какое же будущее может быть у ребенка-геймера?

Полезно ли быть геймером

Действительно, сегодня, когда у подавляющего большинства детей есть собственные смартфоны — согласно недавнему исследованию центра Пью, примерно у 73% подростков от тринадцати до семнадцати лет 1 , — стало намного труднее заставить детей ограничить время за компьютером и перепиской в мессенджерах и социальных сетях.

Всего 35% подростков лично общаются с друзьями вне школы и примерно столько же разговаривают друг с другом по телефону, а вот ежедневно обмениваются текстовыми сообщениями 63% детей 2 .

Дети в возрасте от восьми до десяти лет пользуются гаджетами по 7,5 часа в день, что и так достаточно много, но этот показатель еще более возрастает в дальнейшем: дети от одиннадцати до четырнадцати лет тратят на гаджеты до 11,5 часов ежедневно 3 . Это означает, что развитие социальных навыков и когнитивных способностей этого поколения происходит главным образом через экраны гаджетов.

Недавно после презентации к нам подошел отец семилетнего мальчика, помешанного на гаджетах. Он был крайне обеспокоен тем, что сын проводил за компьютерными играми каждую секунду днем и много времени ночью, когда ему следовало бы спать.

«Я умолял. Я угрожал. Я подкупал. Бесполезно, — жаловался отец мальчика. — Он весь день у себя в комнате. Он не разговаривает ни со мной, ни с матерью, ни с братом, он только кричит на каких-то незнакомцев в компьютере». Главной заботой этого взрослого мужчины была не сама игра, а тот факт, что его сын изолировался и не разговаривал ни с кем в семье.

Технологии — это невероятный инструмент, обладающий огромной силой, способный обогатить нашу жизнь. Но те вещи, которые они вытесняют, — время общения с семьей, с друзьями, учеба, физическая активность и сон — бесценны, а то, что технологии приучают мозг ждать постоянной стимуляции, глубоко тревожит. В книге Адама Алтера «Не оторваться. Почему наш мозг любит все новое, и так ли это хорошо в эпоху интернета» с осуждением отмечается тот факт, что многие специалисты из сферы высоких технологий, лучше всего понимающие силу их воздействия, не желают, чтобы их дети пользовались этими технологиями 4 .

Одни люди считают, что компьютерные игры могут спасти мир, другие убеждены, что технологии отравляют нас. Какие же научные данные подтверждают ту и другую точку зрения?

Какой толк в компьютерных играх

Какой толк в компьютерных играх

Еще недавно, всего несколько лет назад, казалось, что детям и подросткам, подолгу играющим в компьютерные игры, нечем будет хвастаться в более старшем возрасте, но ситуация меняется: сегодня компьютерные игры — часть огромной отрасли объемом 20 миллиардов долларов. Это означает, что в этой отрасли масса рабочих мест и что геймеры могут зарабатывать на жизнь тем, что связано с их увлечением.

На соревнованиях по компьютерным играм общий призовой фонд может составлять миллионы долларов. Мы консультировали очень умного двадцатилетнего парня, который много часов в день играл в интерактивную стратегическую игру. Он входил в 1% лучших игроков в мире, но, по его словам, был далеко не так хорош, чтобы играть профессионально. Он планировал стать агентом, представляющим интересы лучших игроков, или получить подготовку и опыт, необходимые для того, чтобы можно было работать комментатором во время соревнований геймеров.

Многие компьютерные игры — это «тяжелое развлечение», для них нужны когнитивные навыки, такие как умение выявлять закономерности, координация глаз и рук и способность строить гипотезы. Этим можно объяснить, почему исследование, проведенное в медицинском центре Beth Israel, показало следующее: хирурги-лапароскописты, игравшие в компьютерные игры более трех часов в неделю, делали ошибки во время операций на 37% реже, чем те, кто не играл вообще 5 .

Дафна Бавелье, один из выдающихся экспертов в этой области, указывает на то, что игрокам в экшен-играх приходится принимать быстрые решения, уделять внимание одновременно нескольким вещам, а затем быстро переключаться на единый узкий фокус. В ходе лабораторных испытаний ее команда обнаружила: те, кто играет в экшен (шутер от первого лица) от 5 до 15 часов в неделю, лучше воспринимают существенные подробности и запоминают ориентиры. Геймеры лучше отфильтровывают нерелевантную информацию 6 .

Полезно ли быть геймером

По утверждению разработчицы игр, лектора и писательницы Джейн Макгонигал, яростной защитницы игр, активные геймеры развивают в себе четыре полезных качества:

  1. срочный оптимизм — желание действовать немедленно, чтобы преодолеть препятствие, сопровождаемое убежденностью, что они могут добиться успеха;
  2. коммуникабельность — исследования показывают, что мы больше любим людей, когда играем с ними в игры, даже если они выиграли, потому что в совместных играх формируется доверие;
  3. приятную продуктивность — мы счастливее, когда усердно работаем, стараясь выиграть, чем когда отдыхаем и бездельничаем;
  4. эпический смысл своих действий — геймеры любят быть причастны к захватывающим миссиям.

Эти четыре сверхсилы, говорит Макгонигал, делают из геймеров людей, полных надежд и обладающих суперспособностями 7 . Только представьте себе, чего бы мы достигли, если бы могли направить эту энергию на благо нашей планеты.

С точки зрения науки о мозге компьютерные игры провоцируют всплески дофамина и вызывают состояние потока. Они требуют, чтобы дети сосредоточились и долго думали. Для многих детей электронные игры — единственное место, где они испытывают чувство контроля.

Разработчики давно программируют игры, которые вызывают «полное погружение», приспосабливая сложность игры к уровню навыков игрока, создавая идеальные условия для концентрации внимания, приложения усилий и вовлеченности. Кроме того, они обеспечивают безопасную среду, где никто не стыдит за ошибки, а наоборот, промахи становятся средством обучения новым навыкам и способствуют повышению мастерства геймера.

Ученые пришли к выводу, что игры удовлетворяют потребности в компетентности и чувстве контроля, а многопользовательские игры — потребность во взаимосвязи с другими людьми.

Но пока нет убедительных доказательств того, что чувство контроля и мотивации, испытываемое во время компьютерной игры, перетекает в реальную жизнь. Кроме того, за исключением улучшившихся навыков хирургов, нет свидетельств того, что геймеры выполняют не связанные с игрой задачи или задания с большей концентрацией или точностью. Даже Макгонигал признает, что эти четыре качества геймеров не так уж заметно проявляются в нашем реальном мире, менее насыщенном экшеном.

Как технологии меняют мозг

Однако доказательства того, что технологии меняют мозг, у нас есть. Благодаря технологиям у современных детей лучше визуальная память и они быстрее обучаются ориентироваться в цифровом мире и расшифровывать его.

Подвергшись бомбардировке цифровыми технологиями, дети теперь иначе обрабатывают визуальную информацию и даже иначе читают. Раньше чтение было линейным — отвлекающих факторов не было, мы просто читали строку за строкой, страницу за страницей. Теперь любой, кто проводит много времени за компьютером, читает по-другому. Он ищет ключевые слова, ссылки. Он пропускает ненужное.

Мэриэнн Вольф, ученый, чья книга «Пруст и кальмар» (Proust and the Squid) — одна из лучших о чтении и мозге, наблюдала эти измененные паттерны в собственном мозге. Проведя день за компьютером, она попыталась читать длинный и сложный роман. «Я не могла заставить себя замедлиться, чтобы не пропускать, не искать ключевые слова, не делать специальные движения глазами, чтобы генерировать максимум информации с максимальной скоростью», — сказала она 8 .

Читайте также:  Как подобрать автокресло чтобы перевозить ребёнка без штрафа ГИБДД

Такое изменение стиля чтения затронуло всех, но наиболее ему подвержены дети, у которых планшет вместо книг и Wikipedia вместо энциклопедии. Ученый-психолог Ларри Розен и консультант по образованию Иэн Джукс пришли к выводу, что из-за того, что дети подвержены воздействию технологий, их мозг работает «совершенно иначе», чем мозг их родителей и детей предыдущих поколений. Одно из проявлений этого состоит в том, что многие дети не могут потерпеть ни минуты скуки или смириться с необходимостью не делать нескольких вещей одновременно 9 .

Что любопытно, наиболее примитивные части нашего мозга мало чем отличаются от того, что было сто тысяч лет назад. Наша реакция на стресс примерно такая же, как у наших предков, когда они сражались с мохнатыми мамонтами и саблезубыми тиграми. Наша мозжечковая миндалина по-прежнему активируется и начинает реализовывать ту же самую реакцию «бей или беги». Те системы, что управляют нашими биологическими часами и определяют нашу потребность во сне, тоже не сильно изменились. Это означает, что если технологии и меняют какие-то части нашего мозга в лучшую сторону, то они же и откусывают понемногу от того, что нужно другим его частям.

Почему дети перегружены кружками и секциями? 3 причины

Как мы превращаем детство в соревнование. Зачем родителям успехи детей

Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге «Наши бедные богатые дети», заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

Как можно больше: кружки, секции, репетиторы

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться «на обочине жизни».

Как можно больше: кружки, секции, репетиторы

Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.

Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба — воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка — классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном — тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких «поваляться на травке» и «погонять с друзьями» не стоит и мечтать. «Расслабляться» будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов — чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе «офиса» встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы «проект» развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции — мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться — не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети

Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на «нулевой стадии». И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: «Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает». Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь — может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.

На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, «как большие». К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын «заменил ей спутника» — каждую неделю он «водит ее ужинать». Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой — в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, — не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: «У моего малыша за первый год — 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается».

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение — «контейнерные дети».

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит — организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон — это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

Как можно лучше: успехи детей — любой ценой

Как можно лучше: успехи детей — любой ценой

У состоявшихся людей «все должно быть супер». Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ — по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок — это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант — рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает «выращивание выставочных экземпляров», назначение которых — производить фурор. Где бы мы ни были — в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, «конвертируемыми» — в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка — значит, мама плохо справляется со своей работой: «Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!» — возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами «чемпионскую программу» только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает — нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.

Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, — достигай, становись, совершенствуйся. Любовь — как приз, а наказание за неуспех — лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: «В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования». В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: «проиграешь — перестану любить».

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: «Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой». Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый. За словами «какой-то не такой» скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

Читайте также:  Как сохранить грудь во время похудения

В конце концов дети оказываются в изоляции — и физической, и психологической. Физической — потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической — потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. «У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде», — жалуется подросток из состоятельной семьи. «Везде» означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, «нигде» — отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку «эффективное детство», подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом — в следующий раз.

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7 Rīga LV-1004

Купить эту книгу

Эффективный комплекс упражнений, чтобы расправить плечи, избавиться от болей, приобрести уверенность в себе и гордый взгляд

Я искренне рада за вас! Более того, вижу примеры , что, по счастью, ещё не везде ситуация полного удручения. Меня очень порадовали рассказы дочери, после её поступления в Бауманку, что ещё не всё безнадежно в регионах, что есть и дети из сёл-деревень..
Всегда приятно слышать, что есть ещё школы, где администрация и учителя сохраняют личную сознательность и мотивацию. У меня младшая учится в такой и я очень хотела бы, чтобы это были не единичные случаи, а правило..
Но и вы в свою очередь, наверняка видите по растущему количеству рассказов, банально здесь же на форуме, что растёт количество школ, где ситуация ухудшается.

Я на примере своего района вижу, что идёт затухание «трепыхания».И связано оно с разными причинами. Но итог то.. туда.. вниз.. 🙁

Школа хоть наизнанку вывернись.
Убрали те механизмы, которые работали в советское время, а других не придумали..
В моём детстве, консультации были нормальной практикой. Причём и по желанию, и по необходимости.Учителя просто оставляли после уроков и прорабатывали материал с теми, кто по каким-то причинам не успевал на уроках..
После окончания началки, только один учитель у одного ребенка вёл нормальные полноценные консультации и то недолго, и там были толпы желающих.. 🙁

Одни родители кричат мало задают.. Другие — много..И все жалуются..
Не стыдно говорить, что школа не готовит к экзаменам..
Когда министр образования отчитывает на всю страну за чебурашку и у него ничего не ёкает..

Когда у нас правая рука вводит второй предмет, платное образование в школах и т.п..) ,, а левая тут же это отменяет.. А деньги то идёт на это.. в ущерб чему-то другому..
Много проблем.. 🙁

Я прошу прощения, что втянула вас в эту по сути бессмысленную демагогию, просто хотелось сказать вам, что бывает по всякому..

Знаете, я не считаю, что ситуация, когда подростки учатся сами, безо всякой внешней помощи — норма.

Я взрослый человек, с ВО.
Но сейчас вынужденная организовывать своему ребенку образование на дому, могу лишний раз отметить, что это очень непросто. И не зря на педагогов учатся..
Если бы всё было так легко и радостно, то школа, как институт, была бы не нужна..

Гипотетически, я могу предположить, что бывают дети, способные в джунглях стать Аристотелями..
Но большинство нуждается в обучении.
Умению работать с литературой, анализировать, планировать..
Полно детей из благополучных семей, с которыми возятся, всячески поддерживают, а дети все равно не справляются..
Что говорить про тех, кто в силу социального статуса не подозревает о многих вещах, и благодаря нашим школам, никогда не узнает..

Я в курсе разных подходов и точек зрений..
Но вот лично я считаю, что люди — это ценный ресурс. И если ребенка можно было обучить и «облагородить», а вместо этого в подворотнях стало на одного люмпен-пролетариата больше -это упущение. А когда это явление становится массовым -то это называется социальная проблема.

Я не против ПТУ, и не говорю о том, что ВО нужно всем.
Я говорю о том, что нарушена деятельность социальных институтов, сломана и не построена система государственных целей и механизмов её реализации.
И тут не вопрос, что обучится тот кто хочет, а то, что надо обучить, тех кто может..
В том числе и для получения профессиональных рабочих кадров.

Я очень много переезжала в детстве. И жили мы преимущественно в рабочих районах. Но не помню, чтобы были такие резервации, когда массово не обеспечивается доступ к образованию.

Автор показал не все причины и не всегда всё плачевно.
Проблема не в колличестве кружков и нагрузке детей, а в отношениях.
Я как раз со стороны посторонних могу выглядеть как описанная мама. Но, хотя мои дети ходят на очень много кружков и секций, я постоянно слежу, чтобы не было перегрузки. При первых признаках отменяем занятия, устраиваем разгрузочные дни. Но мои дети именно хотят заниматься всем на свете. Мне даже пришлось поставить условие, что если хочется заняться чем то новым — нужно отказаться от чего то имеющегося. И цели сами ставят амбициозные. Вот ни разу не думала про мировую славу сына в бальных танцах, отдали на марафон летом на бесплатные занятия ибо было скучно «просто гулять по паркам». Оставила для осанки и формы, а сын сын хочет медали и кубки. До сих пор каждый год думаю, как бы от них отказаться, а он упорно ездит.
Проблема, как мне кажется в том, что родители руководствуются не детскими , а своими интересами, установками на «хорошую и правильную жизнь». Даже если будет одна школа и один кружок или репетитор, но не по интересам, то психологических проблем будет уже много.
Сегодня как раз у Ефремова читала, что перегрузки не от количества нагрузок. Человек способен вынести бОльшую нагрузку, чем нужна в городской жизни. Если нагрузка нармонично распределена в физическом, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, да еще и в удовольствие, то всё это будет в резонансе и создаст успешного, а главное счастливого человека.

Округа, округе рознь..

Может, конечно и запросы у всех разные..

Районная школа (под окнами), в которой началку отучилась моя старшая.
Был обычный средний класс спального района, в котором были со статистической равномерностью представлены как способные, так и проблемные дети.
Очень хорошая учительница началки. Настолько хорошая, что по итогам выпуска из началки, этот класс сделали гимназическим, что для данной школы ситуация из ряда вон. Что не помешало мне забрать дочь оттуда, т.к. никакой внушающей надежды или иллюзии информации о средней и старшей школе у меня не было.. (через два года статус гимназического класса был снят).

По итогам первый отсев был после 9-го класса. Около 10 человек не смогли сдать ОГЭ. Их выпихнули из школы..

После 11 класса НИ ОДИН человек не набрал баллов на бюджет, хоть самого заволящегося ВУЗа. А там было как минимум пяток вполне себе способных детей, из разряда высокая граница нормы..
И такая ситуация у нас в ближайших 10-15 школах..

Реально одна единственная гимназия прилично учащая.. Но туда можно отдать не каждого ребенка. Во первых жесткий конкурс, а во вторых, такие нагрузки, что на износ.. Выдержит сильнейший..

Ещё штуки четыре, в которых видимость.. Все результаты благодаря репетиторам..

Не могу считать эту ситуацию нормальной..

хм. чем ненормально присмотреться к заданиям? Ну нельзя же без разведки лезть в воду?
Так можно было б и в MTI документы послать и ждать (положительного) результата. Надо понимать свой уровень и шансы поступления.

По математике — не готовилась, не прореживала. По русскому — не готовилась, не писала тонны сочинений или зубрила грамматику. Все, в основном, в рамках подготовки к выпускным экзаменам школы.
А физику — которую прорешивала — чтобы говорить, что это была «подготовка» — стоит вспомнить насколько нас готовили по физике в школе:) Если в рамках школьного курса мы не решали задачи, то можно ли считать чем-то этаким решение нескольких задач из сборника? Если бы школьные уроки физики были нормальными, то не приходилось бы и промешивать задачи по физике из сборника вуза.

обычная дворовая школа:) в 5 минутах от дома.
Повезло с учителями? Да, согласна. Одноклассники -не гении, но добросовестно учились. Вузы? Разные, совсем разные и точно не слабого уровня. МГУ подойдет? Или не MTI, не Гарвард. Не тот уровень.

Но как вы лихо приложили технические вузы! Как отстойник для дебилов. В них все совершенно по-разному, и учиться там совсем непросто, и людей умных там предостаточно. И шли мои одноклассники туда не потому, что больше некуда, а нравилась выбранная специальность — представляете?:)

Разрыв между вступительными экзаменами в вузы и школьной программой существовал всегда, но не такой как сейчас между школьной программой и необходимыми 90+ баллами по 3-4 предметам.

умненькие, старательные, очень исполнительные. да такие дети без всякой школы, просто с учебником и решу егэ на больше сдадут. ну вы сами-то подумайте. или они умненькие, но полные разгильдяйки и пофигисты или увы сосем не умненькие. это как раз важно для понимания почему в «дворовых» школах так дела обстоят массово. потому что раньше дети просто были размазаны по школам, разные дети. и потом целыми классами с песнями шли в пту после 8-го. а оставался один класс из 3-х, к примеру. но и из него далеко не все поступали. в основной массе школ. а теперь просто разные дети концентрируются в разных школах. это не отменяет всевозможных сложностей с процессом образования во всех школах

Вы пропустили