Медицинская энциклопедия г. Москвы

СДВГ у детей дошкольного возраста

Июл 1, 2021

Гиперактивность у дошкольников в наше время не является редкостью. Психологи уверяют, что примерно 20 процентов детей в стране неуемно энергичны, испытывают сложности с дисциплиной и координацией, трудно обучаемы.

Как распознать синдром дефицита внимания и активности у детей дошкольного возраста и нужно ли бороться с беспокойным и экспрессивным поведением, и если «да», то как именно?

Что такое СДВГ?

Что такое СДВГ у детей?

Это неврологическое расстройство поведения и развития, которое диагностируется в детском возрасте, но зачастую остается активным и при взрослении.

Дети с таким синдромом испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому им нелегко дается усвоение занятий в детском саду (а впоследствии – и школьных предметов). Из-за невнимательности ребенок ошибается, не усваивает объяснения воспитателя. Гиперактивные ученики чрезмерно энергичны, совершают множество ненужных движений вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задания.

Бывает, что педагоги ошибочно объясняют такое поведение недостаточным воспитанием, и причисляют воспитанников с СДВГ к непослушным и неконтролируемым. Но причины такого поведения не в родительском невнимании к малышу, а в особенностях работы его отделов головного мозга.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Что такое СДВГ у детей?

Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.

Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.

Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:

  • у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
  • мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
  • мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
  • роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
  • малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
  • у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
  • малыш растет в экологически плохой среде.

Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств. Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.

Типология СДВГ

Что такое СДВГ у детей?

Синдром классифицируется по трем типам течения:

Невнимательный, при котором преобладает дефицит внимания. Малыши (чаще – девочки) с таким типом расстройства рассеяны и замкнуты, отличаются развитой фантазией.

Гиперактивный, для которого характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная моторная возбудимость (чаще диагностируется у мальчиков).

И самый распространенный тип – смешанный, который сочетает симптомы первых двух типов (нарушенное внимание и повышенная активность).

Симптомы СДВГ у детей дошкольного возраста

Что такое СДВГ у детей?

Обычно у дошкольников симптомы СДВГ проявляются в комплексе, поэтому в этом возрасте расстройство диагностируется легче.

Родителей и воспитателей должно насторожить, если ребенок:

  • забывчив, с легкостью отвлекается от занятий, как будто не слушает объяснения воспитателя;
  • постоянно двигается, совершает бесцельные действия;
  • импульсивен, нетерпелив, часто перебивает других детей, не может дослушать рассказ воспитателя до конца;
  • избегает однообразных и рутинных дел;
  • испытывает явные проблемы с концентрацией внимания, то есть может при чтении пропускать строчки, не доводить начатое дело до конца, часто теряет/забывает вещи и игрушки;
  • более 10 минут не может заниматься одним делом;
  • имеет сложности с самоорганизацией;
  • может на занятии вставать со своего места, хаотично двигать руками и ногами, прыгать, дергаться;
  • разговаривает бегло и громко, «проглатывая» окончания слов и предложений;
  • сопровождает речь активной жестикуляцией и мимикой;
  • страдает частыми перепадами в настроении;
  • игнорирует принятые нормы поведения;
  • агрессивен и вспыльчив, не принимает правила игры, может ударить другого ребенка, легко обижается;
  • не умеет ждать, истерически плачет, если не получает желаемое в данный конкретный момент;
  • не чувствует страха перед опасностью, поэтому часто подвержен травмам.

Необходимо понимать, что такое поведение может встречаться и у здоровых малышей и являться признаками взросления или сложного характера. Чтобы говорить о наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нужна консультация специалистов.

Кто и как диагностирует СДВГ?

Что такое СДВГ у детей?

Диагностику проводят несколько специалистов: психоневролог, педиатр, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Помимо медицинского осмотра, за ребенком наблюдают и просят родителей подключиться к этому. Для дошкольников проводят устные психологические тесты, а опрос на наличие симптомов заполняют родители.

Диагноз СДВГ ставится при:

  • наличии ярко выраженных симптомов, которые не проходят в течение полугода;
  • постоянно и всюду проявляющихся признаках расстройства (и в детском саду, и на игровой площадке, и во время прогулки, и дома).

При постановке диагноза важно не перепутать СДВГ с другими заболеваниями, которые также могут влиять на поведение и развитие.

Пройти обучение и получить профессию нейропсихолога можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите новое интересное направление и сможете осуществлять диагностику, лечение и профилактику СДВГ и других нарушений в области нейропсихологии у детей.

Как лечат синдром?

Коррекция СДВГ осуществляется в комплексе – лекарственная терапия, физиотерапия, психотерапия.

В самых сложных случаях назначается медикаментозное лечение. Но, в основном, до этого не доходит, серьезные лекарства не рекомендуются детям в столь юном возрасте. Если психоневролог или педиатр все-таки назначает психокоррекционный препарат, принимать его следует только под контролем врача, а родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в поведении и настроении ребенка.

Физиотерапия поможет улучшить мозговое кровообращение, нормализовать сосудистый тонус, стабилизировать психоэмоциональный фон, уменьшить возбудимость.

Консультации у детского психолога проходят в игровой форме и помогают вовлечь малыша в коллектив, правильно реагировать на окружающий мир и ситуации. При помощи эффективных психологических методов специалист научит ребенка лучше понимать собственные эмоции, контролировать импульсивность и поведение, снизит уровень тревожности и разовьет внимание и усидчивость.

Советы родителям малыша с диагностированным СДВГ

Что такое СДВГ у детей?

В первую очередь, маме и папе активного ребенка рекомендуется:

Организовать для сына или дочки понятный режим дня, в котором нужно грамотно распределить время, отведенное на дела и отдых; важно, чтобы правила соблюдал не только малыш, но и вся семья.

Пересмотреть рацион питания для исключения продуктов, которые провоцируют возбуждение (сахар, сладкая газировка).

Набраться терпения (нужно понимать, что в расстройстве не виноваты ни вы, ни ваш ребенок).

Стараться избегать на прогулках людных мест, чтобы лишний раз не волновать ребенка.

Не допускать переутомления малыша при занятиях (отдых должен предоставляться каждые 20 минут).

Быть готовыми к тому, что в начальной школе вам придется делать домашние задания вместе с вашим чадом, следить, чтобы он не отвлекался и доделал задачу до конца.

Хвалить своего «гиперактивиста» даже за незначительные достижения и победы.

Помните, что роль родителей в лечении СДВГ – самая значительная. Без участия и поддержки со стороны самых близких людей, ребенок может не справиться с недугом.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Добрый день! Хочу сказать большое человеческое спасибо Вашей клинике, за чуткое отношение к пациентам и высокий профессионализм. Клиника Ребенок- одна из самых лучших детских клиник в Москве. огромное спасибо врачам за их нелегкий труд. Особенно хочу поблагодарить доктора хирурга-уролога, и просто хорошего человека, Горкина Сергея Александровича, за его внимательность, компетентность и доброжелательность. Все назначения комментирует так, чтобы было понятно и доходчиво для пациента. Желаю дальнейшего процветания и успехов Вашей клинике. спасибо что Вы есть, так держать!

Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.

Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.

Гиперактивность, невнимательность и импульсивность являются основными характеристиками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это одна из наиболее распространенных причин неудачи в школе и социальных проблем в детском возрасте. Речь идет о хронической патологии с высоким генетическим компонентом (в 75 % случаев причиной является наследственность), но ее можно диагностировать и лечить.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

У некоторых детей возникает синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Они не могут сосредоточиться на определенной задаче и отвлекаются, поэтому процесс обучения замедляется и усложняется. Хотя это нормально для детского возраста время от времени отвлекаться, довольно высокая частота такого поведения может быть связана с СДВГ. Эта проблема в основном возникает в возрасте первых 7 лет. В настоящее время 5% детей страдают СДВГ, что составляет около 2 детей на класс.

Некоторые из основных характеристик дефицита внимания у детей: эмоциональный дисбаланс, невнимательность к деталям, а также наличие движений, вызванных постоянным беспокойством. Есть много последствий, к которым приводит дефицит внимания для детей, страдающих этим расстройством: интеграция в социальную группу сопровождается конфликтным поведением, учитывая, что личность и образ жизни таких детей не входят в каноны, которые люди считают нормальными.

Общие сведения

Распространенность СДВГ у детей в возрасте до 18 лет составляет 5,29 %. Были продемонстрированы различия между географическими районами, культурными группами и социально-экономическим статусом. Проведенные исследования показали, что от 60 до 75% детей с СДВГ продолжают проявлять симптомы в зрелом возрасте. Поскольку синдром считается детским диагнозом, взрослое население с СДВГ недооценено. Соотношение между мальчиками и девочками с СДВГ составляет 4:1, а у взрослых – 1:1. Девочки имеют преимущественно невнимательный подтип с более низкой частотой поведенческих проблем, что приведет к более поздней диагностике.

У многих детей с подтвержденным диагнозом также выявлены другие психиатрические проблемы, такие как пассивно-агрессивное расстройство личности, расстройство поведения (до 40%), а также депрессия и тревожность. Возможная связь между некоторыми формами синдрома дефицита внимания и гиперактивности и биполярным маниакально-депрессивным заболеванием все еще изучается.

Причины СДВГ

Причины синдрома дефицита внимания у детей

Точная этиология развития заболевания до сих пор считается спорным вопросом. Было выявлено, что генетика и факторы окружающей среды оказывают большое влияние на развитие синдрома СДВГ. Это переменные причины, которые действуют как до рождения, так и на перинатальной и послеродовой стадии.

Читайте также:  Нехватка магния в организме симптомы последствия лечение

Помимо генетического риска, другими возможными экологическими причинами являются психосоциальные условия (бедность, пренебрежение, жестокое обращение) и перинатальные проблемы, такие как низкий вес ребенка при рождении или гипоксия (недостаток кислорода) при родах.

В семьях, где есть гиперактивный ребенок, риск для братьев и сестер увеличивается с 5 % населения в целом до 30-40%. Риск также повышается, если у одного из родителей есть СДВГ.

Считается, что развитие синдрома гиперактивности может быть связано с сочетанием следующих факторов:

  • Генетика: считается, что в некоторых случаях этот тип расстройства может развиться по наследству.
  • Свинец: это соединение присутствует в старых красках и некоторых запасных частях, используемых в сантехнике, и может влиять на развитие СДВГ.
  • Вредные привычки: употребление алкоголя и сигарет во время беременности.
  • Травмы и системные заболевания: патологии, вызывающие повреждение мозга.
  • Нездоровое питание: некоторые добавки, присутствующие в пищевых продуктах низкого качества.

Считается, что некоторые искусственные красители могут усугубить гиперактивность.

Есть мнение, что синдром может формироваться при избыточном потреблении сахара, напитков и продуктов промышленного изготовления, в состав которых входят экстрактивные вещества и консерванты. Именно поэтому родители должны составлять детский рацион с учетом состава используемых продуктов.

Классификация СДВГ

Это расстройство имеет три основных симптома: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Они проявляются в большей или меньшей степени в зависимости от подтипа:

  • Невнимательный. Преобладает дефицит внимания. Наиболее распространен среди девочек и оказывает значительное влияние на академическом уровне. Характеризуется «витанием в облаках», бурной фантазией и уходом в свой мир.
  • Гиперактивно-импульсивный. Дети более беспокойны и меньше контролируют свои импульсы и эмоции, что зачастую приводит к конфликтам со сверстниками. Обусловлен определенными нарушениями центральной нервной системы и индивидуальными особенностями темперамента.
  • Комбинированный. Сочетает нарушение внимания и гиперактивность. Приводит к значительному вмешательству в общую производительность. Данный тип синдрома характерен для мальчиков с голубыми глазами и светлыми волосами.

Симптомы СДВГ

Симптомы синдрома дефицита внимания

Существует большое количество признаков, связанных с гиперактивностью у ребенка. Первоначально некоторые из них можно считать распространенным поведением, но синдром имеет тенденцию усугублять их.

Диагноз СДВГ подтверждается при наличии от 6 и более признаков в течение первых 7 лет жизни:

1. Легко отвлекается и постоянно забывает о многих вещах.

2. Переходит от одного вида деятельности к другому очень быстро, иногда без завершения предыдущего дела.

3. С трудом следует указаниям.

4. Возникают сложности при выполнении самостоятельных заданий в школе или на дому.

5. Постоянно теряет свои вещи (книги, игрушки, школьные принадлежности).

6. Не стоит на месте, бегает и прыгает с места на место без остановки.

7. Часто погружается в свои мысли или хочет побыть один.

8. Иногда выражается неправомерно, поскольку присутствует некоторое безрассудство.

9. Не контролирует свои эмоции.

10. Чувствует необходимость касаться каждой вещи, которую видит, и играть с ней.

11. Не перестает говорить и постоянно прерывает разговоры взрослых или сверстников.

12. Слишком нетерпелив, что вызывает раздражение у родителей.

Очень важно обращать внимание на своего ребенка и следить за каждым действием, которое он выполняет в своей повседневной жизни. Только так можно понять, какой провоцирующий агент вызывает у него такое поведение. И если есть подозрение на синдром дефицита внимания, необходимо обратиться к специалисту.

Диагностика СДВГ

Дефицит внимания у детей может быть диагностирован с помощью тестов, проведенных врачом или специалистом по психическому здоровью, который имеет опыт изучения и лечения этого типа расстройства. Однако важно знать, что нет единой оценки, которая позволила бы точно определить симптомы СДВГ у детей. Процесс исследования может занять несколько месяцев, прежде чем будет получен реальный результат. Врачу может потребоваться информация о поведении ребенка от родственников и учителей.

Процесс диагностики представляет некоторую сложность, так как многие симптомы могут быть связаны с другими проблемами. У ребенка может быть нарушена концентрация внимания, но он будет выглядеть спокойным и вести себя приемлемо. Также может случиться так, что у него плохое поведение в школе, но учителя не могут определить, что это признаки гиперактивности и СДВГ.

Коррекция СДВГ

Коррекция синдрома дефицита внимания у детей

Лечение синдрома дефицита внимания у детей и подростков проводится индивидуально в зависимости от каждого пациента и его семьи. Цель состоит в том, чтобы улучшить симптомы и уменьшить возникновение других связанных расстройств.

Хотя единого лечения СДВГ у детей не существует, состояние можно контролировать с помощью некоторых методов коррекции, таких, как введение стимулирующих препаратов, которые способствуют концентрации внимания, а также помогают успокоиться. Некоторые лекарственные препараты могут вызывать побочные эффекты у пациента, такие как боли в желудке и проблемы со сном, поэтому необходимо оценить реакцию на каждое из лекарств.

Другая альтернатива сосредоточена на проведении поведенческой терапии, чтобы улучшить способность контролировать свои эмоции и лучше развиваться как в школе, так и дома. В тех случаях, когда последствия умеренные или тяжелые, рекомендуется комбинированное лечение. Это включает в себя психологическую, фармакологическую терапию и педагогическое вмешательство.

Психологическое лечение

Психологические вмешательства, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии, оказались эффективными при этом расстройстве.

Основные направления психологической помощи:

  • изменение и устранение определенных поведений;
  • когнитивная реструктуризация (замена дисфункциональных идей на более позитивные);
  • обучение решению определенных проблем.

Эффективен метод биологической обратной связи. Важна также диетотерапия. Данный аспект многие родители игнорируют, несмотря на то, что уже доказана связь гиперактивности с пищевой аллергией. Исключение из рациона продуктов, которые вызывают нежелательные реакции, способствует коррекции симптоматики синдрома и улучшению настроения. Благодаря правильному рациону удается добиться положительной динамики по таким симптомам, как головная боль, мигрень, болезненные движения и синдром раздраженного кишечника.

Синдром гиперактивности у детей требует исключения продуктов, содержащих пищевые добавки и синтетические красители, искусственный подсластитель и сахар. Также следует минимизировать натуральные салицилаты (клубнику, малину, яблоки, ежевику, абрикосы, цитрусовые, виноград, орехи, помидоры и огурцы). Исключить следует все виды чая и газированных напитков. Также необходима врачебная коррекция поступления натурального витамина С. Обязательным элементом лечения является витаминотерапия – рекомендованы препараты с лецитином, который участвует в процессах переноса питательных и физиологических веществ через биологические мембраны.

Медикаментозное лечение

Лекарственная терапия уменьшает основные признаки гиперактивности у ребенка, что улучшает успеваемость и поведение. В то же время повышается эффективность психологических и педагогических вмешательств. Назначаются стимуляторы, помогающие ребенку сосредоточить свое внимание.

Педагогический подход

Лечение синдрома дефицита внимания у детей

Занятия с педагогом – основной компонент комбинированного лечения, который включает в себя меры, направленные на повышение успеваемости ребенка. Также эффективны другие методики, улучшающие адаптацию в образовательной среде. Одним из методов является изменение и компенсация, насколько это возможно, тех типичных и повторяющихся поведений, которые оказывают негативное влияние на повседневную жизнь ребенка и его родителей.

С помощью некоторых ключевых упражнений удается уменьшить двигательное беспокойство и импульсивность, которые обычно являются основными источниками проблемы, за счет увеличения внимания и мозговой деятельности. Основная цель упражнений – изменить негативные привычки, поведение и отношение, которые выработались к определенным ситуациям, и научиться новым способам реагирования на эту ситуацию.

Для коррекции симптомов гиперактивности специалисты рекомендуют следующие занятия:

  • Решение головоломок. Это простая динамика будет держать ребенка сосредоточенным и поможет ему развить свой пространственный интеллект. Головоломки будут способствовать решению проблем, концентрации внимания, улучшению моторики и памяти.
  • Чтение сказок. Помогает для развития воображения в повседневной жизни. Необходимо привить ответственность за чтение сказки, чтобы ребенок чувствовал себя важным и непосредственно вовлеченным в деятельность.
  • Игры на отделение элементов. Потребуется собрать ряд объектов с различными характеристиками: цветом, размером и формой. Задача состоит в том, чтобы группировать и классифицировать представленные объекты по их общим характеристикам. Это помогает детям обращать внимание на каждую из особенностей групп объектов и развивать свою концентрацию, ловкость и психическое здоровье. Это поможет в дальнейшем в игровой форме наводить порядок в комнате.
  • Раскрашивание без пробелов. Это занятие может выполняться даже при дефиците времени у взрослого. Важно позволить детям использовать свое воображение и выбирать цвета, которые они хотят, выражая себя через них. Рекомендуется увеличивать рисунки в размере постепенно и заниматься два раза в неделю. Также важно, чтобы взрослый наблюдал за упражнениями, потому что ребенок будет склонен отказываться от завершения работы, поэтому его нужно мотивировать.
  • Развитие пространственных навыков. Упражнения пространственного интеллекта полезны для тренировки памяти и способности ребенка концентрироваться. Из изображений с символами, цветами, часами, абстрактными формами, буквами или цифрами, которые следуют определенному шаблону, ребенок должен будет сортировать фигуры в соответствии с последовательностью, которую они несут.
  • Игра в шахматы. Шахматы требуют большой концентрации и усидчивости, что позволяет снизить импульсивность и гиперактивность. Собственные характеристики шахмат стимулируют интеллект, а также способствуют развитию возможности генерации определенных закономерностей в поведении. Шахматы также помогают сосредоточить все внимание на одной цели или деятельности, что позволяет научиться концентрироваться на других действиях в повседневной жизни.
  • Составление цепочки слов. Игра идеально подходит для работы аспектов, связанных с концентрацией и вниманием. Научиться ожиданию своей очереди будет полезно в различных контекстах повседневной жизни. Это очень простая словесная деятельность, в которой дети должны произнести слово, начинающееся с последнего слога предыдущего слова, по очереди. Это позволяет развивать способность четко реагировать, а также находить быстрое решение проблем с помощью рекреационной деятельности.

Следует заметить, что ребенок с дефицитом внимания нуждается в максимально возможном наблюдении и безусловной поддержке взрослых, которую могут предложить только отец и мать.

Читайте также:  Краснуха симптомы и лечение у взрослых диф диагностика в картинках

Прогноз и профилактика

Прогноз и профилактика синдрома дефицита внимания

При ранней диагностике и правильном лечении синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может иметь положительную динамику. Отсутствие информации о расстройстве имеет прямые последствия для пациентов, их семьи, друзей и других людей в их окружении.

Поэтому, если мы хотим избежать стигмы или непонимания детей с СДВГ, важно знать симптомы данного синдрома, методы лечения и профилактические меры. Для детей с гиперактивностью следует осторожно выбирать программы для просмотра по ТВ. Исследования показали, что насилие, избыток рекламы и некоторые передачи, которые транслируются по ТВ, могут оказать негативное воздействие. Мозг таких детей имеет недостаточно веществ, помогающих блокировать и оценивать содержание. Все, что они видят на телевидении, остается в их памяти.

Снижается «базовая линия» мозга, поэтому ребенок слишком сосредотачивается на определенной деятельности, что может привести к зависимостям. У таких детей нет разумных границ между реальностью и виртуальностью, что следует учитывать родителям.

Дополнительные мероприятия, которые рекомендованы для развития ребенка с дефицитом внимания:

  • Командные виды спорта являются одной из основных динамик (бейсбол, футбол, волейбол, теннис). Это позволит ребенку общаться с другими детьми своего возраста, перенимать модели поведения. Это обучение важно для детей с поведенческими проблемами.
  • Также рекомендуются каратэ или самбо. Здесь все подчиняются инструктору и должны следовать определенным нормам поведения, которые заставят поддерживать внимание, физический и умственный контроль и большую концентрацию.
  • Ребенку с СДВГ можно заниматься театральной деятельностью. Изображение различных персонажей является отличным способом для развития воображения.

Также рекомендовано заниматься такими видами деятельности, как плавание, искусство или музыка. Можно записать ребенка в несколько секций и позволить ему выбрать те, которые ему действительно интересны.

СДВГ – лечение в клинике «РебенОК» в Москве

Лечение СДВГ в клинике «РебенОК» в Москве

Многие родители задаются вопросом, что делать, если ребенок гиперактивный. Обращайтесь в наш медицинский центр к неврологу и психологу. Специалисты с большим практическим опытом рекомендуют таким детям щадящий режим обучения. Речь идет о классах малой наполняемости, дозированных заданиях и сокращенных уроках. Также необходим достаточный сон, прогулки на воздухе и полноценное питание. Благодаря комплексному подходу удается получить быстрый и стойкий результат.

В процессе коррекции гиперактивности и дефицита внимания должно быть задействовано все окружение ребенка: воспитатели, родители и школьные педагоги. Мы используем фармакотерапию только в качестве вспомогательной меры. Для повышения эффективности лечения пациент направляется на массаж шейного отдела позвоночника.

Благодаря адекватному лечению гиперактивности нормализуется поведенческий паттерн пациента и повышается академическая успеваемость. С годами признаки СДВГ частично нивелируются и/или трансформируются, но не исчезают полностью даже при достижении совершеннолетия. При появлении сомнений по поводу поведения ребенка рекомендуется обратиться к врачу для консультации.

Литература:

1. Зиновьева О.Е., Роговина Е.Г., Тыринова Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Журнал «Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика», 2014. https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey (дата обращения: 03.09.2021)

2. Белоусова Е.Д. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Педиатрическая фармакология, 2003. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lechenie-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey (дата обращения: 03.09.2021)

3. Абшилава Э.Ф. Синдром дефицита внимания и гиперактивность в общей систематике нарушений психического развития у детей // Актуальные проблемы инклюзивного образования, 2007. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4347/1/povr-2016-02-18.pdfhttp://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4347. (дата обращения: 03.09.2021)

4. Пивоварова А.М. Современные аспекты клиники, диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // «Практика педиатра» №4, 2019. URL: https://medi.ru/pp/2019/11/16556/ (дата обращения: 03.09.2021)

5. Студеникин В.М., балканская С.В., Шелковский В.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение // Медицинский научно-практический портал «Лечащий Врач», 2010. URL: https://www.lvrach.ru/2010/01/11755650 (дата обращения: 03.09.2021)

Мы оперативно реагируем на дополнения и изменения цен в прейскуранте. Во избежание недоразумений рекомендуется уточнять полный перечень услуг и их стоимость в регистратуре клиники или по телефону 8-495-104-35-35 .
Размещенный на сайте прайс-лист не является офертой. Медицинские услуги предоставляются на основании заключенного договора.

Статья не заменяет прием врача. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который определит диапозон и назначит лечение.

Советы родителям активных и гиперактивных детей

Советы родителям активных и гиперактивных детей

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда не сидят на месте. И это абсолютно нормально, ведь усидчивость и способность к самоконтролю в этом возрасте только начинают формироваться. Однако если ребенок испытывает серьезные и систематические трудности контроля своего поведения и эмоций, это негативно сказывается на его общении с взрослыми и сверстниками, а также на процессе обучения. В этом случае, скорее всего, речь идет о гиперактивности, как о серьезной проблеме, которую нужно решать совместно со специалистами (врачами, психологами, педагогами). Чем отличается активность от гиперактивности? Что такое СДВГ? Как вести себя с гиперактивным ребенком? Чем родители могут помочь своему малышу? Об этом мы поговорим с Вами сегодня.

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости? Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется.

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.

Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Диагноз СДВГ может поставить только врач.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обычно рассматривается как совокупность трех составляющих: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. О постановке диагноза можно говорить в том случае, если эти признаки наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев подряд и мешают адаптации среди сверстников. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Невнимательность:

  • Малыш не может удерживать внимание на мелких деталях, поэтому у него часто возникают ошибки при выполнении различных заданий;
  • Из-за того, что ребенок плохо концентрируется, он не всегда реагирует на обращенную к нему речь (в том числе, на замечания);
  • Посторонние раздражители легко отвлекают кроху даже от интересного занятия;
  • Ему трудно доводить начатое дело до конца. Иногда у взрослых возникает впечатление, что ребенок бунтует, потому что ему что-то не нравится, однако, причина в том, что малышу сложно следовать инструкциям и правилам;
  • Малыши часто избегают заданий, для выполнения которых нужна длительная концентрация внимания;
  • Трудности при планировании и организации собственной деятельности (учебы, игры, общения и так далее);
  • Забывчивость. Невнимательные дети часто теряют свои вещи и забывают что-то сделать.

Чаще всего гиперактивность сочетается с дефицитом внимания (СДВГ), но бывает случаи, когда гиперактивные дети сохраняют усидчивость и способность концентрировать внимание при выполнении различных заданий.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Гиперактивность:

  • Кроха постоянно находится в движении;
  • Ребенок не сидит на месте, во время выполнения задания он может беспричинно встать и заняться другим делом;
  • Для гиперактивных малышей характерны суетливость, ёрзанье на стуле, навязчивые движения кистями рук и стопами;
  • Двигательная активность (ребенок постоянно бегает, пытается куда-то залезть, крутится на месте) не имеет под собой цели;
  • Тихие и спокойные игры у гиперактивных детей не в почёте. Они почти никогда не отдыхают, испытывают трудности со сном;
  • Они много говорят и перебивают других людей, постоянно задают вопросы обо всем и ни о чем.

Импульсивность:

  • Ребенок не дослушивает до конца, забегает вперед;
  • Ожидание дается ему очень нелегко;
  • Малыш тяжело усваивает правила общения, вмешивается в разговоры, игры, мешает другим детям и взрослым.

С первых лет жизни у гиперактивного ребенка часто можно заметить такие проявления, как повышенный тонус мышц, спазмы при приеме пищи, нервные тики, проблемы со сном, высокая чувствительность к звукам, свету, жаре и другим внешним раздражителям, завышенный болевой порог (нечувствительность к боли), неуклюжесть.

Проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности становятся наиболее заметными при поступлении в детский сад. В школьные годы, проблемы только увеличиваются, но к концу подросткового возраста они обычно сходят на нет.

Импульсивность

Когда ребенок оказывается в детском саду или школе, к нему сразу же предъявляются многочисленные требования: соблюдать правила и режим дня, слушать воспитателя или учителя, сидеть тихо и отвечать, только когда тебя спрашивают. Нервная система гиперактивного малыша с трудом справляется с увеличенными физическими и психологическими нагрузками. Из-за недостатка самоконтроля он постоянно отвлекается, плохо воспринимает информацию на слух, в результате могут возникать проблемы с чтением, письмом и математикой.

Рекомендации родителям

Если у Вашего ребенка есть устойчивые признаки гиперактивности, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:

Читайте также:  У меня кашель и температура кажется это коронавирус. Что делать Инструкция
  • Создайте дома спокойную обстановку;
  • Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение;
  • Соблюдайте режим дня;
  • Питание должно быть сбалансированным;
  • Предоставьте малышу возможность выплескивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
  • Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;
  • Проводите больше времени на свежем воздухе;
  • Избегайте шумных мест и больших скоплений людей;
  • Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
  • Давайте ребенку конкретные просьбы и поручения;
  • Прививайте малышу навыки самоорганизации. Для этого можно использовать различные наглядные материалы, или памятки (например, схематичные изображения действий, которые ребенок должен выполнить перед сном: почистить зубы, умыться, надеть пижаму, лечь в кровать).

Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.

Игры с гиперактивными детьми

Игры для развития внимания

«Лови – не лови». Самой известной игрой из этой категории является «Съедобное – несъедобное». Ведущий бросает ребенку мяч и называет слово. Если это слово обозначает съедобный предмет, малыш должен поймать мячик, а если несъедобный – то отбить его. По аналогии с этим можно придумать множество различных игр, которые будут интересны именно Вашему ребенку (например, «Транспорт – не транспорт», «Живое – неживое», «Опасно – неопасно» и так далее).

«Следопыты». Выберите небольшую игрушку и спрячьте ее в комнате, но так, чтобы ее можно было заметить. Чтобы найти нужный предмет, малышу необходимо быть внимательным и не отвлекаться на другие вещи.

«Ушки на макушке» — это игра, направленная на развитие слухового внимания. Ее суть заключается в том, чтобы услышать, в каких из названных слов есть определенный звук. Например, договоритесь, что вы будете произносить слова, а ребенок должен хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит звук «р».

Игры с гиперактивными детьми

Игры для развития самоконтроля

«Замри». Включите динамичную веселую музыку и предложите малышу потанцевать. Как только вы нажимаете на паузу, ребенок должен замереть на месте.

«Жди сигнала». Это словесная игра-беседа. Ее суть заключается в том, что взрослый задает малышу разнообразные вопросы, а ребенок может начинать отвечать на них только после определенного сигнала (например, когда вы дотронетесь рукой до уха или сложите руки на груди).

«Молчу – шепчу – кричу». Задача ребенка в этой игре – выполнять все действия, ориентируясь на знак, который ему показывает взрослый. Договоритесь с крохой об условных обозначениях: к примеру, жест сна – малыш должен молчать и не двигаться, палец у губ – говорить тихо и двигаться медленно, руки вверх – можно кричать, бегать и прыгать.

Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

«Рисуем пальчиком». Попросите ребенка принять расслабленную позу и закрыть глаза. На его спине или ладони Вы можете пальцем «рисовать» различные фигуры, цифры, буквы и другие схематичные изображения. Малыш должен догадаться, что Вы нарисовали.

«Ветер – ветерок». Вместе с крохой изобразите руками сильный ветер и слабый ветерок. Делать это можно под классическую музыку в зависимости от ее темпа.

«Мыльный пузырь». В этой игре взрослый делает вид, как будто он надувает мыльный пузырь, а ребенок «летает» по комнате как пузырик. После команды «лопнул», малыш должен лечь на пол.

Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

Выводы

Многие дети дошкольного и младшего школьного возраста в глазах взрослых выглядят чересчур активными. Они постоянно находятся в движении, любят подвижные игры, не могут усидеть на месте. И это нормально, ведь активный малыш – это здоровый ребенок. Но некоторые дети не становятся спокойнее даже в незнакомой обстановке, их активность навязчива, она мешает им усваивать информацию и адаптироваться в группе сверстников. Нервная система гиперактивных детей слишком возбудима и с трудом справляется с большим количеством раздражителей, в результате чего возникает невнимательность, импульсивность, неспособность контролировать поведение. Чтобы помочь гиперактивному ребенку справиться с трудностями, нужно выработать особой воспитательный подход к малышу, принимать его таким, какой он есть, и не ругать его за «плохое» поведение. Благоприятная обстановка дома, режим дня, занятия спортом, специальные игры и другие важные вещи – это то, что могут использовать родители во благо своему крохе.

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно и уважительно относятся к особенностям каждого ребенка, создавая условия для его разностороннего развития. Для нас важно помочь малышу не только узнать много нового и интересного, но и научить его самостоятельности и развить навыки общения. Мы всегда открыты для Вас!

СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Неврология

В настоящее время специалистами психоневрологического профиля, а также педагогами, представителями детского сектора социальных служб и просто родителями, активно обсуждается проблема СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Несмотря на остроту дискуссии и, зачастую, полярность точек зрения (высказываются, с одной стороны, гипотезы о том, что СДВГ представляет собой мутацию человечества в направлении особых способностей; с другой стороны, ряд авторов вообще отрицает существование СДВГ как самостоятельного синдрома, объясняя известные случаи и клинические примеры банальными перекосами в воспитании и неверными педагогическими установками родителей), нозологический диагноз «СДВГ» был включен в Международную классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10) – в раздел гиперкинетических расстройств, проявляющихся прежде всего повышенной, ускоренной, недостаточно координированной и малопродуктивной моторной активностью ребенка.

Частота встречаемости СДВГ среди детей школьного возраста, – а именно на этом этапе обычно возникает необходимость постановки или исключения такого диагноза, – разными источниками оценивается в очень широком диапазоне: от 2-3% до 18% и более. Разноречивость статистических результатов обусловлена, в основном, региональными и методологическими факторами. Для России наиболее точной оценкой распространенности можно считать 8-10%, что включает все известные формы и степени выраженности СДВГ. Среди детей с таким диагнозом, предполагаемым или официально установленным, достоверно преобладают мальчики (в исследованных выборках их от трех до пяти раз больше, чем девочек).

2. Причины

На сегодняшний день подлинные этиопатогенетические механизмы и факторы риска СДВГ остаются недостаточно изученными и во многом неясными. Вместе с тем, интенсивно и результативно исследуется несколько гипотез, ни одна из которых, впрочем, пока не имеет решающих доказательных преимуществ перед конкурирующими гипотезами.

Так, в пользу наследственной гипотезы многими независимыми исследованиями получены результаты, свидетельствующие о значимо высокой частоте обнаружения отягощенного семейного анамнеза у детей, страдающих симптомами гиперактивности и дефицита внимания. Наследственность в таких случаях отягощена, как правило, заболеваниями, обусловливающими нейромедиаторный дисбаланс. Выше случайного уровня оказывается также частота неврозов навязчивости, нервных тиков и т.д.

Множество аргументированных работ посвящено также изучению той роли, которую в развитии СДВГ играют врожденные или приобретенные дисфункции ретикулярной формации мозга, нарушения контрольно-регуляторных функций коры при нормальной или повышенной активности подкорки.

Основными факторами риска выступают те же вредоносные воздействия на этапе гестации (вынашивания беременности), которые чаще всего обусловливают врожденный неврологический дефицит и других типов, а именно курение, алкоголь, прием некоторых медикаментов, интенсивные или хронические стрессоры, неблагоприятная экологическая обстановка.

3. Симптомы и диагностика

Наиболее общими симптомами, клиническими проявлениями и диагностически-значимыми признаками СДВГ выступают нестабильность произвольного внимания; неусидчивость; существенно сниженная, по сравнению с возрастными нормативами, скорость и прочность усвоения новых знаний; неустойчивость запоминания. Такие дети быстро теряют интерес и мотивацию, спонтанно переключаясь с темы на тему и с одного вида активности на другой, причем воспитательные меры или санкции успеха, как правило, не приносят. В плане моторики дети с СДВГ обычно обнаруживают тенденцию к быстрым, импульсивным, недостаточно целенаправленным движениям. Успеваемость в школе в большинстве случаев хуже, чем могла бы быть при вполне достаточных интеллектуальных способностях ребенка; иногда выявляется задержка интеллектуального развития.

Различают три основные формы СДВГ: гиперактивность без дефицита внимания, преобладание неустойчивости внимания и памяти, а также смешанная форма, которая и превалирует в эпидемиологических исследованиях.

Вследствие особого когнитивного и двигательного статуса практически всегда нарушаются отношения ребенка с педагогами и родителями, если те пытаются скорректировать ситуацию строгостью и повышенными нагрузками, – тем самым только усугубляя ситуацию и снижая самооценку ребенка.

Постановка официального диагноза СДВГ требует самого тщательного обследования, – анамнестического, неврологического (с применением всех необходимых в данном случае лабораторных и инструментальных методов диагностики) и психологического, – а также соответствия полученных результатов целому ряду четко и подробно прописанных критериев. Решение принимается комплексной медико-педагогической комиссией или консилиумом.

4. Лечение

Доминирующие представления о происхождении синдрома дефицита внимания и гиперактивности, способах его коррекции и компенсации, в значительной степени отличаются в разных странах, однако наиболее эффективными подходами большинство специалистов признает коррекцию семейных отношений, оптимизацию нагрузок в соответствии с реальными возможностями ребенка, мягкие формы психокоррекции и адаптирующего психотренинга – с целью постепенно нивелировать или частично смягчить влияние нейрокогнитивного дефицита. Поскольку в основе заболевания лежит, по-видимому, функциональная слабость определенных мозговых структур, обычно эффективным оказывается назначение стимуляторов мозговой деятельности, ноотропов, нейропротекторов; в отдельных случаях по строгим показаниям назначаются антидепрессанты в минимально-необходимых дозах.

В прогностическом плане наличие синдрома не представляет какой-либо опасности для жизни или здоровья, однако в ряде случаев СДВГ негативно отражается на самооценке и дальнейшей успешности во взрослой жизни. Доля случаев спонтанной редукции, на которую так надеются многие родители («надо просто перерасти, и все наладится»), относительно невелика и составляет не более одной трети от общего объема регистрируемых СДВГ.

Вы пропустили