Медицинская энциклопедия г. Москвы

Лечение заикания у взрослых

Янв 29, 2020

Заиканием называют патологию речи, обусловленную судорогами мышц речевого аппарата. Лечение заикания у взрослых проводится по методикам, которые включают в себя не только логопедическую работу, но и сеансы психотерапии. Связано это с тем, что часто причинами заикания становятся психотравмирующие ситуации, пережитые человеком в детстве.

Из-за чего возникает заикание

Заикание является одним из самых распространенных нарушений речи. К тому же, эта патология и самая древняя. Существует большое количество упоминаний о том, что заиканием страдали египетские фараоны, персидские цари, великие поэты, философы и даже ораторы. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который был превосходным оратором, несмотря на свой недуг.

Первые симптомы патологии проявляются обычно у детей в возрасте 3–5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, и ее нарушения становятся заметны. Статистика утверждает, что во всем мире примерно 2–3% детей являются заиками. Замечено также, что среди мальчиков данная проблема встречается чаще. Есть еще одно интересное наблюдение, что практически все заики являются явными или скрытыми левшами. У взрослых эта патология менее распространена, поскольку своевременная коррекция может вернуть речи плавность и ритмичность. И только около 1% людей остаются заиками на всю жизнь.

Среди обывателей бытует мнение о том, что заиками люди становятся после сильного испуга или шока. Но далеко не все, у кого в жизни случалась серьезная психотравмирующая ситуация, начинают заикаться. Сильный стресс является лишь толчком, а предрасположенность к данному нарушению речи уже была заложена в центральной нервной системе.

Поскольку фаза активного формирования фразовой речи приходится как раз на возраст от 3 до 5 лет, то именно в этот период речевая функция становится наиболее уязвимой. Любые нарушения, связанные с работой ЦНС, способны вызвать сбой в работе речевого аппарата. То есть, заикание представляет собой нарушение речи, обусловленное изменениями в функционировании центральной нервной системы.

Эта патология имеет довольно сложное происхождение. За плавность речи отвечают определенные центры головного мозга, нарушения процесса импульсного обмена между нейронами приводит к развитию судорог в различных отделах речевого аппарата. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения после них, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее количество детей уже рождаются с патологиями ЦНС, обусловленными неблагоприятным протеканием беременности или сложными родами. Существует и ряд психологических причин, к ним можно отнести слишком требовательное отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты утверждают, что предрасположенность к заиканию может передаваться генетически. Но если до семилетнего возраста патология себя не проявила, то в дальнейшем ребенок уже не будет заикаться. Тем не менее, бывают случаи, когда заикание возникает в зрелом возрасте.

Актер Джон Брэдли, получивший известность после выхода на экран сериала «Игра престолов», так вжился в образ Сэмвелла Тарли, что уже после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в одном из интервью. Приступы тревожности и речевое расстройство серьезно осложняют актеру жизнь и не дают возможности получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт позволит Джону Бредли избавиться от всех переживаний и привычки заикаться, которую он сам у себя выработал за долгие годы работы над сериалом.

Как проявляется и с чего начинать

По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.

Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:

  • невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
  • рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
  • психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
  • логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.

Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).

Традиционные методы коррекции

Если при работе с детьми на первый план выходит совокупность педагогических и медицинских приемов, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозными средствами и психотерапией. Основной задачей препаратов является устранение нервозности, тревожности и зажимов. Таким образом, пациент становится более восприимчивым к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.

Сегодня существует большое количество методик, разработанных различными авторами. Традиционная методика лечения заикания в условиях стационара состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап. Длительность этого этапа обычно составляет 2–3 дня. Заикающийся человек проходит диагностику. Его состояние оценивают врачи различных специальностей, логопеды, психотерапевты.
  2. Установочный этап. На 3-й день начинаются непосредственные речевые занятия. Пациенты приглашаются на собрание, где им рассказывают о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку, страдающему заиканием, стимул для работы над собой и своей речью.
  3. Этап молчания. Период максимального ограничения речевого общения является обязательным при коррекции всех видов заикания. Пациент должен сохранять молчание на протяжении 3-5 дней, после чего наступает период относительного речевого покоя (7-9 дней). С пациентом проводятся упражнения по постановке речевого дыхания, он занимается артикуляционной гимнастикой и учит приемы отраженной и сопряженной речи.
  4. Этап активной перестройки речевых навыков является наиболее протяженным во времени, он длится до 4-х недель. Все это время пациента практически обучают говорить заново. Ему предстоит провести работу над диалогами, научится пересказывать небольшие тексты и готовить беседы на заданные темы.
  5. Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.

В завершение лечения проводится так называемый выпускной вечер. Пациенты декламируют стихи, устраивают театрализованные представления, отвечают на вопросы и т.д. Все это позволяет не только продемонстрировать достигнутые результаты в лечении заикания, но и оказывает положительное влияние на формирование уверенности в себе, позволяет избавиться от боязни говорить и выступать на публике.

Различные авторские методики комплексного лечения заикания также подразумевают поэтапную работу над патологией. Вот только количество этапов и их длительность могут быть разными. Например, методика В.М. Шкловского учитывает необходимость психотерапевтического воздействия. Примерно на 3–4 день после начала коррекционной работы с пациентом проводят сеансы гипнотерапии, в ходе которых особое внимание уделяется нормализации деятельности артикуляционного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуют перед сном проводить сеансы самовнушения. Они должны представлять себя нормально говорящими.

После выписки из стационара пациент не должен прекращать работу над собой. Немаловажное значение имеют этапы диспансеризации и профилактики. Чтобы заикание не вернулось, излечившимся людям рекомендуется регулярно проходить санаторно-курортное лечение. В комфортных условиях им предложат различные расслабляющие процедуры, климатобальнеологическое воздействие, занятия лечебной физкультурой и многое другое.

Роль психотерапии

Несмотря на то, что заикание является патологией речевой, ее лечением у взрослых очень часто занимаются не логопеды, а психотерапевты, тогда как при работе с детьми психотерапевтические приемы бывают малоэффективными.

Опытные врачи неврологи часто в своей практике сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но из-за каких-то внутренних страхов и проблем попросту боятся этого. Есть масса примеров, когда музыканты, играющие на духовых инструментах, заикаются . Стоит ли говорить о том, что им нужно тренировать дыхание? А заикающиеся певцы должны ли тренировать голос и артикуляционный аппарат? Разумеется, в этих упражнениях нет ничего плохого, они будут полезны каждому человеку, но сыграют ли они решающую роль в коррекции такого речевого дефекта, как заикание?

В некоторых случаях человек после подобных занятий действительно начинает говорить правильно, но здесь, скорее всего, сказывается самовнушение и вера взрослого человека в специалистов. То есть, он пришел к уважаемому человеку, все делал правильно, а значит, заговорит. Именно поэтому при коррекционной работе с детьми эти методы сами по себе не срабатывают.

Читайте также:  Вестники болезни симптомы грудного остеохондроза

Одним из наиболее действенных методов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие коррекционные методы. Выбор конкретной методики во многом зависит от выявленных причин. После того как заика избавится от своих страхов, внутренних комплексов, неуверенности и других психологических проблем, он может достаточно быстро восстановить свою речь и не вспоминать о недуге до конца своей жизни.

Современные методики

В последнее время все большую популярность приобретают методики, которые обещают избавить от заикания буквально за три дня. Например, Снежко Р. А., называющий себя академиком Международной Академии духовного единства народов мира, разработал и запатентовал собственную систему избавления от заикания «Эталон». В интернете есть много видеороликов о том, как Снежко устраняет заикание у взрослых. При этом дефект речи им не рассматривается как патология.

Автор методики утверждает, что человек, в силу разнообразных причин, попросту не умеет правильно различать и произносить звуки. Суть методики Снежко как раз и заключается в том, что заика должен научиться дифференцировать произношение звуков от названия букв, которыми эти звуки обозначают при письме, после чего закрепить это правильное произношение в речи. Он также обучает своих пациентов правильно делить слова на слоги, и произносить слог как единый звук, а не проговаривать каждый из звуков по отдельности.

Данная методика вызывает много споров, как и многие другие, широко рекламируемые в сети. Наверное, есть люди, которым действительно помогли подобные занятия, но если заикание обусловлено поражением центральной нервной системы, то одними только тренировками и обучением грамоте ситуацию исправить вряд ли получится.

Тем не менее, лечение заикания у взрослых построено на серьезной работе самого пациента. По сути, заикание во взрослом периоде жизни уже является привычкой. Вредной привычкой, от которой необходимо отказаться и научиться говорить заново. При этом потребуется разобраться в себе, выявить внутренние конфликты и разрешить их, научиться противостоять стрессам и страхам.

Согласитесь, достаточно сложно осуществить подобный объем работы без помощи специалистов: психотерапевтов и логопедов. В Москве и других крупных городах нашей страны есть большое количество профессионалов, имеющих соответствующее образование и опыт работы. Но если вы решили избавляться от заикания самостоятельно, то следующие советы помогут в этом непростом деле:

  • освойте приемы самомассажа. При массировании происходит активизация нервных окончаний, а также расширяются периферические кровеносные сосуды, все это оказывает положительное воздействие на ЦНС и весь организм в целом. Сначала проводится расслабляющий массаж головы, шеи, рук, плеч и живота. После этого выполняется вибрационный массаж. Его суть заключается в том, что человек при массировании определенной части головы и тела произносит звуки (М, З, Ж). Сочетание постукиваний пальцами с голосовыми вибрациями дает очень хороший расслабляющий эффект;
  • регулярно выполняйте упражнения для мышц, которые участвуют в процессе произношения слов. Артикуляционная гимнастика весьма полезна при любых нарушениях речи;
  • работайте над дикцией. Можно проговаривать скороговорки, декламировать стихи, пересказывать тексты. Особое внимание стоит уделять проговариванию каждого слова;
  • научитесь говорить шепотом. Как бы это ни казалось странным, но большинство заик будет совершенно нормально говорить шепотом. Стоит также освоить тонированную, ритмическую, монотонную речь, а также речь низким голосом. Эти способы значительно снижают проявления заикания;
  • старайтесь говорить медленно. Это один из наиболее распространенных способов устранения заикания;
  • ежедневно пересказывайте небольшие тексты, не стихи, а прозу. При этом используйте разные виды речи;
  • научитесь дышать правильно. Существует целый комплекс упражнений на постановку речевого дыхания, освоить его поможет логопед.

И главное – не бойтесь говорить. Пересказывайте фильмы, просто рассказывайте о том, что окружает вас в данный момент, произносите любые тексты на произвольные темы.

В качестве дополнительных методов лечения заикания можно использовать точечный массаж, лечение фитопрепаратами и травяными отварами, а также специальные компьютерные программы для тренировки речи. Можно выбрать занятие по душе, которое позволит расслабиться и отвлечься от повседневных забот. Это может быть общение с животными, занятия музыкой или рисование. Но следует помнить, что приступы заикания возникают в момент сильных эмоциональных потрясений, при этом неважно отрицательные они или положительные. Поэтому не стоит усердствовать в развлечениях.

Независимо от того, какой именно метод лечения заикания был выбран вами или специалистами, осуществляющими коррекционную работу, следует помнить, что быстрым и легким работа над данной патологией не будет. На сегодняшний день не существует хирургических методов лечения заикания или лекарства от этого недуга. Пациенту предстоит сложная и ежедневная работа над собой, своими страхами и эмоциями.

Лечение, патологические причины, способы избавления от заикания у взрослых в Москве

Заикание – это речевая патология, вызванная мышечными спазмами в органе речи. Лечение заикания у взрослых включает не только логопедическую работу, но и психотерапию. Это связано с тем, что причиной заикания обычно является травмирующая ситуация, пережитая человеком в детстве.

В чем причина заикания

Заикание — один из самых распространенных языковых барьеров. Кроме того, эта патология является древнейшей. Имеются многочисленные упоминания о египетских фараонах, персидских царях, великих поэтах, философах и даже ораторах, страдающих заиканием. Греческий писатель Плутарх описал историю Демосфена, который, несмотря на болезнь, был прекрасным оратором.

Первые симптомы патологии обычно появляются у детей в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период наблюдается активное формирование речи, а значит, становятся очевидными ее нарушения. Статистика показывает, что около 2-3% детей во всем мире заикаются. Также было замечено, что эта проблема чаще встречается у мальчиков. Еще одно интересное наблюдение состоит в том, что почти все заикающиеся являются явными или скрытыми левшами. У взрослых это патологическое состояние встречается реже, так как своевременная коррекция позволяет восстановить беглость и ритм речи. Лишь около 1% людей заикаются на всю жизнь.

Среди жителей бытует мнение, что люди заикаются после сильного испуга или потрясения. Но не каждый, кто пережил в своей жизни тяжелую психологическую травму, начинает заикаться. Сильный стресс является лишь движущей силой, в центральной нервной системе развилась предрасположенность к этому языковому расстройству.

Поскольку этап активного формирования фразовой речи приходится именно на возраст от 3 до 5 лет, именно в этот период языковые функции становятся наиболее уязвимыми. Любое нарушение, связанное с работой центральной нервной системы, может привести к нарушению работы речевого органа. Тем не менее, заикание — это языковое расстройство, вызванное измененной функцией центральной нервной системы.

Данная патология имеет достаточно сложное происхождение. За беглость речи отвечают определенные центры головного мозга, а нарушения процесса импульсного обмена между нейронами могут приводить к судорожным припадкам в различных отделах речевого органа. Причинами данной дисфункции ЦНС могут быть инфекционные заболевания и осложнения, а также органические поражения нервной системы различной природы.

В последнее время все большее число детей рождается с нарушениями центральной нервной системы, которые обусловлены неблагоприятным течением беременности или затрудненными родами. Психологических причин много, среди них чрезмерная требовательность родителей и других членов семьи к своим детям, недостаток внимания и любви, семейные конфликты и т.д.

Многие специалисты считают, что склонность к заиканию может передаваться по наследству. Но если болезненность не проявляется до семилетнего возраста, ребенок уже не будет заикаться в дальнейшем. Однако иногда заикание возникает и во взрослом возрасте.

Актер Джон Брэдли, прославившийся после выхода сериала «Игра престолов», настолько вжился в образ Сэмвелла Тарли, что после окончания съемок начал заикаться. Об этом он рассказал в интервью. Беспокойство и нарушения речи сильно осложняют жизнь актера, мешая ему получать новые роли.

Можно предположить, что хороший психотерапевт освободит Джона Брэдли от всех забот и привычек заикания, которые он сам выработал за годы серийной работы.

Как это проявляется и с чего начать

По своим проявлениям заикание очень разнообразно. Данная патология имеет множество различных форм, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции у больных отмечается также генерализованное напряжение мышечных органов, дискинезия или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заикающихся также есть психологические черты, такие как чрезмерная застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, депрессия. С возрастом пациенты все больше и больше ощущают себя говорящими, что приводит к увеличению новых психологических проблем и нарушений речи.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче поддаются лечению на ранних стадиях. Если мы говорим о заикании, то это правило здесь наиболее актуально. Чем раньше вы начнете исправлять это поражение, тем меньше времени потребуется, чтобы избавиться от него. В некоторых случаях восстановить речь до правильной скорости и беглости удается в течение двух недель, но только при своевременном и комплексном лечении.

Борьбу с заиканием следует начинать с посещения невролога. Он оценит работу центральной нервной системы и определит причину нарушения речи. Если врач не обнаружит серьезного сбоя, то пациента направят к логопеду. Но в большинстве случаев лечение усложняется, когда с пациентом одновременно работают несколько специалистов:

  • Невропатологи проводят лекарственную терапию центральной и периферической нервной системы;
  • Избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса поможет рефлексотерапевт;
  • Психолог поможет выявить травмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит сталкиваться с подобными проблемами в будущем;
  • Логопед научит вас правильно определять и произносить слова, а также контролировать темп и скорость своей речи.
Читайте также:  Как лечат кариес

Сегодня в арсенале логопеда есть множество способов борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, дыхательная гимнастика, беззвучный режим и многое другое. Но все эти методики работают только при условии лечения больного у невролога или психотерапевта (в зависимости от вида и причины заикания).

Традиционный метод калибровки

Если при работе с детьми выделяется сочетание образования и медицинских технологий, то заикание у взрослых лечится преимущественно медикаментозно и психотерапией. Основная задача препарата – устранение напряжения, беспокойства и пощипывания. В результате больные становятся более восприимчивыми к психотерапевтическому и логопедическому воздействию.

Сегодня разными авторами разработано большое количество методик. Традиционный подход к лечению заикания в стационаре состоит из нескольких этапов:

  1. Фаза подготовки. Продолжительность этой фазы обычно составляет 2-3 дня. Диагностика заикающегося человека. Его состояние оценивали врачи разных специальностей, логопеды, психотерапевты.
  2. этап установки. На третий день начинается урок прямой речи. Пациентов приглашали на встречу, где им рассказывали о положительных результатах лечения других заикающихся. Это дает человеку с заиканием мотивировать себя и свою речь.
  3. безмолвная сцена. Максимально ограниченный период вербального общения обязателен для коррекции всех видов заикания. Больной должен молчать в течение 3-5 дней, после чего следует период относительного речевого покоя (7-9 дней). Практикуя с больным фонетическое дыхание, он занимается артикуляционной гимнастикой и разучивает приемы рефлексов и сопряжения речи.
  4. Активная фаза перестройки речевых навыков продолжалась дольше всего, до 4 недель. Все это время пациента фактически заново учат говорить. Ему предстоит вести беседы, учиться пересказывать короткие отрывки и готовить разговоры на определенные темы.
  5. Следующий этап необходим для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни.

По окончании лечения проводится так называемый выпускной бал. Больные читают стихи, устраивают художественные перформансы, отвечают на вопросы и т д., что может не только показать результаты, достигнутые в лечении заикания, но и положительно повлиять на формирование уверенности в себе, позволяя избавиться от заикание. Страх выступать и выступать на публике.

Комплексные методы лечения заикания разными авторами также предполагают поэтапную работу над патологией. Это всего лишь количество этапов, они могут различаться по продолжительности. Например, технология VM. Шкловский считал необходимым психотерапевтическое вмешательство. Примерно через 3-4 дня после начала коррекционной работы больному проводят гипнотерапию, в ходе которой особое внимание уделяется нормализации деятельности суставных органов и эмоционально-волевой сферы. Кроме того, пациентам рекомендуется проводить самовнушение перед сном. Они должны выглядеть как обычные динамики.

После выписки больные не должны прекращать работу над собой. Не менее важным является этап медицинского осмотра и профилактики. Для предупреждения рецидивов заикания излечившемуся рекомендуется регулярно принимать водолечение. В комфортных условиях им будут предложены различные релаксационные программы, климатическое и бальнеотерапевтическое воздействие, лечебная физкультура и многое другое.

Роль психотерапии

Хотя заикание является речеязыковой патологией, лечением у взрослых обычно занимается не логопед, а психотерапевт, а методы психотерапии малоэффективны при работе с детьми.

Опытные неврологи на практике часто сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но просто боятся этого из-за каких-то врожденных страхов и проблем. Есть много примеров заикания исполнителей на духовых инструментах. Излишне говорить, что их нужно учить дышать? Должны ли заикающиеся певцы тренировать свой голос и голосовые органы? В этих упражнениях, конечно, нет ничего плохого, и они работают для всех, но будут ли они решающими в исправлении дефектов речи, таких как заикание?

В некоторых случаях после этих занятий человек действительно начинает правильно говорить, но здесь скорее всего играет роль самовнушение и доверие взрослого к специалисту. То есть он пришел к солидному человеку и все было сделано правильно, а значит, он мог говорить. Вот почему эти методы не могут быть использованы отдельно в детской коррекционной работе.

Одним из наиболее эффективных способов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие корректирующие методы. Выбор той или иной технологии во многом зависит от причин, которые были выявлены. После того, как заикающий избавится от психологических проблем, таких как страх, внутренняя сложность и неуверенность, он может быстро восстановить свою речь и никогда не вспомнить о своей болезни.

Современные технологии

В последнее время все большей популярностью пользуются методы, обещающие избавиться от заикания в течение трех дней. Например, Снежко Р.А., самопровозглашенный член Международной академии духовной солидарности народов мира, разработал и запатентовал собственную систему устранения заикающихся «эталонов». В сети много видео о том, как Снежко может устранить заикание у взрослых. В то же время дефицит речи он не считает патологическим состоянием.

Авторы методики утверждают, что по разным причинам человек просто не умеет их различать и правильно произносить. Суть методики Снежко как раз и состоит в том, что заикающийся должен научиться отличать произношение звуков от буквенных названий, которыми эти звуки пишутся, а затем исправлять правильное произношение в речи. Он также учил своих пациентов правильно разделять слова на слоги и произносить слоги как отдельные звуки, а не произносить каждый звук по отдельности.

Эта методика вызвала много споров, как и многие другие, широко разрекламированные в сети. Возможно, кому-то такое упражнение и поможет, но если заикание вызвано поражением центральной нервной системы, то вряд ли одни тренировки и грамотность исправят ситуацию.

Однако лечение заикания взрослых основано на тщательной работе самого больного. На самом деле заикание во взрослой жизни – это уже привычка. Плохая привычка, от которой нужно избавиться и заново научиться говорить. При этом нужно разобраться в себе, выявить и разрешить внутренние конфликты, научиться противостоять стрессу и страху.

Согласитесь, без помощи специалистов (психотерапевтов и логопедов) такой большой объем работы сделать сложно. В Москве и других крупных городах нашей страны работает большое количество специалистов с соответствующим образованием и опытом работы. Однако если вы решили избавиться от заикания самостоятельно, следующие советы помогут справиться с этой дилеммой:

  • Освойте приемы самомассажа. Во время массажа активизируются нервные окончания и расширяются периферические кровеносные сосуды, что положительно влияет на центральную нервную систему и организм в целом. Сначала расслабляющий массаж головы, шеи, рук, плеч и живота. Затем идет вибрационный массаж. Суть его в том, что человек издает звуки (М, З, З) при этом массируя определенную часть головы и тела. Постукивание пальцами в сочетании со звуковыми вибрациями дает очень хороший релаксационный эффект;
  • Регулярно тренируйте мышцы, участвующие в произношении слов. Произносительная гимнастика очень полезна при любом языковом барьере;
  • Работайте над формулировкой. Вы можете произносить скороговорки, декламировать стихи и повторять тексты. Особое внимание следует уделить произношению каждого слова;
  • Научитесь шептать. Как ни странно, у большинства заикающихся нет абсолютно никаких проблем с шепотом. Также стоит освоить ритмичную, ритмичную, монотонную речь, а также шепот. Эти методы значительно снижают показатели заикания;
  • Старайтесь говорить медленно. Это один из самых распространенных способов устранения заикания;
  • Каждый день повторяйте небольшие тексты, но не стихи, а прозу. При этом использовать разные типы речи;
  • Научитесь правильно дышать. Существуют различные упражнения на речевое дыхание и освоить его поможет логопед.

Главное, не бойтесь говорить. Пересказывать фильм, говорить только о том, что сейчас вокруг, говорить что угодно на любую тему.

В качестве других методов лечения заикания можно использовать точечный массаж, лечение травяными сборами и отварами трав, а также специальные компьютерные программы для тренировки речи. Вы можете выбрать любимые занятия, которые позволят вам расслабиться и избавиться от повседневных забот. Это может быть общение с животными, уроки музыки или рисования. Но следует помнить, что эпизоды заикания случаются во время сильных перепадов настроения, как негативных, так и позитивных. Так что не увлекайтесь развлечениями.

Независимо от того, какой вариант лечения заикания выберете вы или специалист, проводящий коррекционную работу, вы должны иметь в виду, что работа по лечению этого состояния не будет быстрой и легкой. На сегодняшний день не существует хирургического лечения заикания или супертаблеток от этого заболевания. Пациентам приходится каждый день усердно работать над собой, своими страхами и своими эмоциями.

Запинки в речи

Запинки в речи – это непреднамеренные остановки речи несудорожного или судорожного характера. Могут иметь физиологическое происхождение, быть признаком речевых, неврологических, психических нарушений. Проявляются спотыканием, повторами звуков, слогов и звукосочетаний, прерывающими высказывание. Диагностируются по данным неврологического, логопедического, психологического обследования. Терапия включает создание спокойных условий в семье и коллективе, соблюдение речевого режима. При логопатологии проводятся логопедические занятия и медицинские мероприятия (массаж, психотерапия, ФТЛ, медикаментозная коррекция).

Читайте также:  Сосудистая патология головного мозга

Классификация

В зависимости от патогенетической основы запинки в речи могут иметь судорожный и несудорожный механизм возникновения:

  • судорожные запинки (речевые судороги) – типичное проявление заикания. По форме бывают клоническими и тоническими, по месту образования – артикуляционными, голосовыми, дыхательными, смешанными;
  • несудорожные запинки – включают физиологические итерации, спотыкания при клаттеринге, тахилалии.

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторы звукокомплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексико-грамматических категорий.

Накопление словаря идет быстрыми темпами, на ребенка обрушивается большой поток сенсорной информации. При этом речевые возможности ребенка еще в достаточной степени ограничены, психические функции находятся в процессе формирования, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развиваются физиологические запинки (итерации).

«Застревания» на отдельных звуках чаще появляются у детей соматически ослабленных, имеющих диагноз «СДВГ», отягощенную по заиканию наследственность. Запинки в речи у ребенка могут быть спровоцированы сильным эмоциональным потрясением: ссорами родителей, переводом в другой детский сад, сменой места жительства. Чаще они возникают в межсезонье, могут сохраняться в течение нескольких недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Запинки носят несудорожный характер, возникают в любом месте слова и фразы (чаще в словах со сложной слоговой структурой, стечением согласных, сложных предложениях). Дети неоднократно повторяют звуки и их сочетания, переставляют местами слоги, спотыкаются при произнесении фразы. Часто говорят на вдохе, из-за чего речевое высказывание прерывается. Сами дети не замечают своего речевого дефекта, относятся к нему спокойно.

Обычно физиологические запинки исчезают без дополнительного вмешательства по мере совершенствования речевых навыков и развития ВПФ. Достаточно обеспечить ребенку комфортную эмоциональную обстановку, правильное речевое окружение. Однако при стойком закреплении неправильного речевого стереотипа несудорожные запинки могут перерасти в судорожные – заикание.

Эмоциональный стресс

Речевые запинки наблюдаются у взрослых вследствие сильного волнения. Такие спотыкания расцениваются как проявления тревожности, невротического склада личности. Запинки возникают в разных ситуациях: на экзамене, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек старается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее начинает запинаться.

Кратковременные запинки появляются при испуге, в таких случаях говорят, что человек «начал заикаться от страха». Однако во всех этих случаях речевые итерации кратковременны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает стрессовый фактор.

Заикание

Речевые судороги – ведущий симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. При этом происходит навязчивое непроизвольное повторение слогов («ма-ма-магазин») и/или застревание на отдельном звуке («п-п-петух»). Запинки чаще случаются на определенных «трудных» звуках ([к], [п], [т]) или звукосочетаниях со стечением согласных ([кр], [ст] [тр]), на ударных и предударных слогах, на первом слоге в слове.

Иногда судороги проявляются молчанием, так как из-за спазма речевой мускулатуры человек не может начать фразу. Заикающийся может ощущать речевую судорогу как наличие препятствия в гортани, сдавление грудной клетки, напряжение мимической мускулатуры и мышц брюшного пресса. Частота запинок, их длительность возрастает в незнакомых условиях, при посторонних людях.

При заикании страдает темп и ритм речи, слитность и плавность высказывания. На речевые симптомы накладываются вторичные невротические реакции: речевые уловки, сопутствующие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия – боязнь устной речи. Самостоятельно, без специальной терапии судорожные запинки из речи не исчезают.

Тахилалия

Речь взахлеб отличается чрезмерно убыстренным темпом, дизритмическим характером с внезапными остановками и последующими прорывами. Возникают запинки, непреднамеренные повторы, проглатывания слогов и слов. Теряется внятность и разборчивость устной речи. Если пациенту с тахилалией указать на его речевые ошибки, то запинки и персеверации временно исчезают, однако темп речи все равно остается быстрым.

Особенно ярко все речевые недостатки проявляются при волнении, в моменты спора и эмоционального возбуждения. В неречевой сфере отмечается моторное беспокойство, тики, дефицитарность внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях речевые запинки при тахилалии переходят в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или клаттеринг, как частный случай тахилалии, характеризуется несудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного темпа. Для данного речевого нарушения типичны спотыкания, повторы звуков и слогов, их пропуски, перестановки местами. Запинки проявляются хаотичными беззвучными движениями языка и губ, необоснованными паузами во фразах. Из-за поспешности в речи окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые словосочетания и фразы.

При клаттеринге также страдают другие стороны речевой деятельности: нарушается плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и ударения, возникает назальный оттенок голоса, появляются ошибки на письме. Речевой поток сопровождается беспокойным поведением, гримасами, рассеянностью внимания. Из-за неразборчивости речи вербальная коммуникация затруднена, дефект не осознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожные запинки в речи могут появиться «на выходе» пациентов из моторной алалии, афазии, дизартрии. Причина этого явления кроется в интенсивном коррекционно-логопедическом воздействии, когда объем и темп введения нового речевого материала не соответствует функциональным возможностям мозга. Обычно возникают повторы последних слогов, при этом пациент никак не может перейти к новому слову.

Дискоординированные судороги артикуляционных мышц, как правило, не трансформируются в патологическое заикание. При организации грамотной коррекционно-педагогической помощи такие запинки успешно компенсируются без рецидивов.

Другие причины

Возникновение запинок в речи может быть связано с неблагополучным речевым окружением: быстрым темпом речи родителей, подражанием заикающимся друзьям или близким. В ряде случае запинки возникают вторично, на фоне различных расстройств:

  • задержки психического развития;
  • неврологических заболеваний: нейроинфекций, травм ЦНС, болезни Паркинсона, хореи, псевдобульбарного синдрома;
  • психических нарушений: олигофрении, биполярного расстройства.

Диагностика

Появление речевых запинок служит поводом немедленно обратиться за консультацией логопеда. Чем раньше будет установлена их причина и характер, тем эффективнее будет лечебно-коррекционное воздействие. Диагностика состоит из трех блоков:

  • Логопедическое обследование. Включает исследование устной речи, ее темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации. Определяется вид запинок, условия их возникновения. Оцениваются характеристики голоса, дыхания. Задача логопедической диагностики – дифференциация несудорожных запинок от заикания.
  • Неврологическое обследование. Консультация врача-невролога предполагает изучение анамнеза, выявление нервно-психических расстройств и факторов, послуживших появлению запинок в речи пациента. С целью исключения патологии головного мозга назначаются инструментальные методики: ЭЭГ, ЭхоЭГ, церебральная МРТ.
  • Психологическое обследование. Проводится анализ ВПФ: внимания, памяти, мышления. На данном этапе диагностики уделяется внимание состоянию общей и ручной моторики, различных видов праксиса, гнозиса. Анализируются личностные особенности пациента, его реакция на свой дефект, наличие страха речи.

Лечение

Режим

Если запинки в речи ребенка имеют физиологический характер, необходимо организовать оптимальный общий и речевой режим: обеспечить достаточный дневной и ночной сон, увеличить время прогулок на свежем воздухе. Важно временно ограничить поступление новой информации, свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение массовых мероприятий. В речевом общении нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • не акцентировать внимание ребенка на запинках, не просить его повторить слово заново;
  • разговаривать с ребенком спокойно, негромко, чуть медленнее, чем обычно;
  • использовать короткие фразы, простые слова;
  • заниматься пением, разучивать стихи, соответствующие возрасту, с отстукиванием ритма или маршировкой.

Психологическая коррекция

Показана пациентам с эмоциональными запинками в речи, заиканием, тахилалией, полтерном. Данное направление коррекционной работы способствует снижению фиксации на речевом дефекте, устранению логофобии, овладению новыми механизмами саморегуляции, расширению коммуникативных возможностей. Основными методами психокоррекционной работы являются сеансы психотерапии и гипноза, тренинги общения, аутогенные тренировки.

Логопедическая коррекция

С учетом причин, лежащих в основе речевых запинок, проводятся занятия по развитию речи, коррекции заикания, преодолению тахилалии и т. д. Логотерапия направлена на выработку нового речевого стереотипа, его закрепление во всех коммуникативных ситуациях. В работе используются следующие методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения помогают укрепить мышцы речевого аппарата, снять излишнее напряжение мускулатуры при фонации, сделать артикуляционные движения более точными, сформировать необходимые кинестезии. Используются упражнения для мышц языка, губ, неба, мимических мышц. Голосовая гимнастика способствует развитию силы голоса, просодических компонентов.
  • Дыхательная гимнастика. Правильное речевое дыхание – залог свободной, плавной речи. В ходе занятий осуществляется постановка диафрагмального нижнереберного дыхания. Овладение техникой речевого дыхания позволяет без запинок и пауз произносить фразы различной длины.
  • Логопедическая ритмика. Логоритмические упражнения способствуют нормализации темпа и ритма речи, синхронизации дыхания и артикуляции, развитию общей моторики. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Для отработки ритма используется маршировка, хлопки, прыжки.
  • Занятия с помощью ИКТ. В комплексной работе по преодолению заикания широко применяются компьютерные технологии. Они основаны на эффекте биологической обратной связи, помогают улучшить качество и повысить эмоциональную окраску речи, устранить запинки.

Оздоровительные мероприятия

Организуются на базе поликлиники или дневного неврологического стационара. Цель – нормализация регуляторной функции ЦНС, повышение адаптационных механизмов. Пациентам с патологическими запинками в речи назначаются:

Вы пропустили