ГБУЗ г. Москвы - медицинская энциклопедия

Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Июн 1, 2020

Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Заговоры от испуга ребенка: на воду, воск и другие методы чтения

Если ребёнок без объяснимых причин ведёт себя беспокойно, много плачет, плохо спит, постоянно находится в нервном возбуждении, вероятно, он чем-то испуган. Заговор от испуга у ребенка, читать на воду, воск или без подручных средств вы можете самостоятельно. О том, как правильно заговаривать испуг у детей, младенцев и беременных женщин вы узнаете, прочитав эту статью.

заговор от испуга

Все заговоры от испуга относятся к белой магии, они не могут повредить ни читающему, ни цели обряда.

Признаки недуга

Народные методы с давних времен применяли целители, к которым мамы обращались за помощью. Такие обряды нужно использовать, если у ребенка наблюдаются следующие признаки:

  • Малыш плачет без видимых причин. Маленькие дети часто плачут, однако если вам не удается успокоить малыша и начинается истерика, то можно говорить об испуге.
  • Ребенок вздрагивает во время сна, беспокойно спит;
  • Нормальным считается, если малыш иногда во сне подергивается, значит, ему что-то снится. Беспокоиться нужно в том случает, если он беспокойно мечется по кроватке и тело сводит нервная судорога.
  • У более взрослого ребенка признаками испуга могут являться депрессия, усталость, апатия, отсутствие интереса к игрушкам.

Если присутствует хотя бы один из признаков, то вы можно совершить обряд заговора, который избавит ребенка от испуга.

Правила и советы

Для повышения эффективности заговоров, вам нужно следовать следующим рекомендациям:

  1. Заговор от испуга читать лучше матери ребенка, родственная связь усиливает эффект. Материнская любовь – это мощный источник целительной энергии.
  2. Усилить действие заговора можно, читая молитву святому, именем которого был окрещен ребенок. Это нужно делать ранним утром, не лишним будет приобрести икону с ликом данного святого. Если же малыш еще не крещен, молитвы не помогут. Обязательно крещеной при лечении молитвами должна быть и мать.
  3. Заговор от испуга ребенка нужно делать на убывающую луну, если нет необходимости снять проявления испуга срочно;
  4. Произнесенные слова должны быть понятными и четкими, лучше их заучить. В заговоре содержится информация, которая направлена к Высшим силам, поэтому так важна правильность произношения, чтобы он был воспринят правильным образом.
  5. Перед обращением к средствам народной магии обязательно убедитесь, что ребенок не болен психически и причина кроется именно в испуге.
Читайте также:  Осипший голос с температурой у ребенка

Сборник заговоров от испуга

Вариант 1: «Заговор на воск»

Для совершения обряда вам понадобятся девять церковных свечей из воска, которые нужно приобрести обязательно в пятницу, и вода, ее нужно в ночное время суток набрать из природного источника. Если нет такой возможности, можно взять освещенную воду из церкви. Воду переливаем в металлическую ёмкость, желательно серебряную. Издавна считается, что этот металл заряжен позитивной энергетикой.

Взгляд ребенка должен быть направлен на дверь, поэтому посадите его соответствующим образом. Чашу с водой расположите над головой дитя, зажгите свечу и начинайте по капать воском в емкость.

Первым делом прочитайте молитву «Отче наш» три раза. И только после этого можно начинать заговор от испуга младенца читать на воду. Текст заговора звучит так:

Девяносто девять Болей,

Девяносто девять Страстей,

Девяносто девять Хворей,

Выйдите из раба(ы) Божьего (имя),

Вылейтесь, выйдите на святую водицу,

Вам в этом теле не укрепиться.

Покиньте с его очей, с густых кудрей,

Головы буйной, рьяного сердца,

Из красной руды, с висков,

С мозгов, печени тезя, тут хвори быть нельзя.

Он матерью был рожден, Иисусом был крещен,

По образу создан, Сына Божьего.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа.

Во веки веков. Аминь.

Окропите использованной водой лицо ребенка, оставшуюся воду необходимо вылить. Остатки свечей в земле захороните.

Вариант 2: «Заговор со свечами»

заговор от испуга ребенка читать на воду

Восковые отливки — один из самых эффективных методов избавления от любого негатива

Этот обряд выполняется с тремя церковными свечами, которые нужно растопить и полученный воск слить в эмалированную посуду. В отдельную миску наливаем воду.

Ребёнка снова усаживаем лицом к входной двери. Чашу с водой расположите над головой, медленно вливайте расплавленный воск в воду. При этом приговаривайте слова заговора:

Как льется воск, так вылейся испуг

Из (такого-то), из его очей,

Из его речей, из его кровей,

Из его костей, с печени тезя,

Страху быть нельзя.

Уйди ты, испуг, на порог,

С порога пойди на восток.

На востоке – трясина, на трясине – кочка,

На той кочке, чертова дочка.

Она испуг заберет, в трясину заберет.

Там ему и быть, там поживать,

А (такую-то) отпустить, А (такую-то) забывать.

Во имя Отца и Сына И Святого Духа.

Во веки веков, Аминь.

Воду вылейте на землю, а остатки свечей закопайте.

Вариант 3: «Заговор для беременной»

заговор от испуга беременной

При проведении этого обряда не скупитесь на угощения для собаки, от вашей щедрости зависит результат.

Во время беременности женщина может испытывать сильный стресс, что может пагубно отразиться на будущем малыше. В связи с этим велика вероятность, что после появления ребенка на свет, он будет часто болеть и страдать от беспричинных страхов. Поэтому во избежание подобных напастей, необходимо прочитать заговор от испуга для будущей мамы.

Для ритуала нужно найти собаку, у которой под глазами будут располагаться светлые пятна. Дворняжку накормите от души, и при этом приговаривайте магические слова:

Тебе лаять и скулить, а моему малышу

С испугом не жить, Богородица на образах,

А испуг на вторых Собачьих глазах.

Аминь.

  • Погадаем бесплатно
  • Гадание онлайн
  • Любима ли ты?
  • Правдивое гадание

Вариант 4: «Простой заговор от испуга»

Посередине комнаты усадите ребенка на стул, желательно из дерева. Вам нужно встать за спиной и ваши ладони должны лежать на макушке. Начинайте читать следующие слова:

Испуг-испуг, выходи из головы, из рук, из костей,

Из очей, из плечей, из речей, из жилок, из всего тела (имя).

Ты испуг-испужище, темные глазищи, тебе не быть,

Головы не кружит, кости не сушить, Выйди испуг-переполох,

Колючий, злючий, студёный, ветряной, от дурного часа от черного глаза.

Выйди вон, от (имя). Крещенного и причащенного.

Не я тебя выгоняю, а Богородица, скорая помощница. Аминь.

После прочтения заговора уложите ребенка поспать час-другой. Так воздействие на избавление от испуга будет намного эффективнее. Постепенно поведение малыша нормализуется и испуг отступит. Если с первого раза заговор не подействовал, и поведение ребенка осталось прежним, то в разные дни повторите обряд еще два раза.

Почитайте вот эту статью: Бабушкины заговоры. Вам будет это интересно…

Вариант 5: «Для самых маленьких»

Этот обряд действует как оберег, он ставит невидимый магический защитный блок, оберегающий ребенка от негативной энергии и не повлияет на его психику.

Заговор от испуга младенца предназначен для новорожденных малышей и читают его в первые дни после родов. Текст следующий:

Молчун, топотун, забери крикуна под крылья каплуна.

Младенца успокой, вороти ему покой. Да будет так.

Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей

Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.

В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.

Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.

Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна.

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.

Читайте также:  Лечение аденоидов у детей с 10 лет

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы.

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия.

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

невроз у детей

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Читайте также:  Сюрпризы желчного пузыря

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапия

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Сильная молитва от испуга у ребёнка: к каким святым обращаться за помощью?

Маленький ребёнок очень уязвим, и многое из мира взрослых может причинить ему немало вреда. Часто дети пугаются, причем не все родители могут сказать, из-за чего это произошло. В медицине сильный испуг считается психическим нарушением, которое очень тяжело поддается лечению. Верующие мать или отец в таких случаях обращаются к Богу с просьбой о помощи. Произнесенная ими молитва от испуга у ребенка – первый и самый важный шаг на пути к выздоровлению.

Сильная молитва от испуга у ребёнка

Как защитить ребенка от несчастий и болезней?

Ребёнок, который крещен в церкви, меньше подвержен воздействию темных сил и находится под покровительством Ангела-хранителя. Поэтому таинство крещения проводится практически сразу после рождения малыша, чтобы уберечь и защитить его от бед и болезней.

Если испуг долго не проходит, необходимо отвести сына или дочь в церковь. Там по благословению батюшки причастить и заказать молебен о здравии. Прибегать к помощи экстрасенсов и ворожей – большой грех.Обряды и заговоры противоречат православным законам, согласно которым только сила молитвы и церковные таинства помогут ребёнку.

Православная молитва от испуга ребёнка

Перед молитвой важно успокоить малыша, наладив тактильный контакт матери с ребёнком. Молитву лучше читать в тишине, когда дитя уже вышло из состояния сильного стресса. Не имеет значение, кто будет это делать – мать или отец. Текст молитвы лучше выучить наизусть и в каждое слово вкладывать всю силу своей души, обращаясь к Богу и святым.

В первую очередь, нужно произнести «Отче наш. » трижды. Кроме этого, православные христиане читают такие молитвы:

  • Молитва Пресвятой Богородице Казанской. Она произносится матерью перед сном или в период особо сильного плача малыша.

Молитва Пресвятой Богородице Казанской

Грудничку при этом в кроватку кладут иконку «Нерушимая стена» или образ Богоматери, ребёнку постарше её вешают на стену в изголовье.

  • Если ребёнок начинает плакать вплоть до судорог и посинения лица, то произносят Молитву целителю Пантелеимону, умывая святой водой.
  • Если чувствуете, что простым испугом дело не обошлось и имело место влияние черной магии, то будет в помощь молитва священномученику Киприану и мученице Иустине от воздействия темной силы.

 молитва священномученику Киприану и мученице Иустине

  • Святая Матронушка Московская – помощница во всех житейских нуждах. Она уже помогла миллионам верующих в решении проблем разного характера. Часто при испуге ребёнка или взрослого обращаются именно к Матроне с такими словами:

Молитва Матроне Московской

Важно создать в доме благоприятную атмосферу, чтобы ничто не нервировало малыша. Нужно объяснить, что Ангел-хранитель всегда рядом и убережёт от любой беды и зла. С ребёнком постарше важно молиться вместе. Тогда в семье установится мир и покой.

Читайте также:

  • Активность: 18k

8 комментариев

  • Активность: 6949
  • Репутация: 10
  • Пол: Мужчина

По любому вопросу со всеми проблемами обращаться в молитве нужно к Небесному Отцу, конечно, можно и к Господу Иисусу, но к Нему желательно по вопросам личного духовного роста. Все наши проблемы решает Небесный Отец, зачем нужны какие-то посредники, они только отвлекают нас от единства с Отцом, от познания Его любви к нам.

  • Активность: 17k
  • Репутация: -30
  • Пол: Мужчина

Не приведи Господи тащить ребенка в церковь крестить. В эту клоаку сатанизма и антисанитарии! А уж про приведенные тут советы о молитвах — только для идиотов! Чтобы ребенок быстрее умер!

  • Активность: 4863
  • Репутация: -20
  • Пол: Мужчина

Идиоты.
К психиатру обращаться нужно!
Бл***!
Недаром в россии СТОЛЬКО выродков и дебилов!

  • Активность: 115
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужчина

Подгорнов, я еще понимаю, были бы это бабы. А тут мужики на полном серьезе несут какую-то ахинею.

  • Активность: 91k
  • Репутация: -214
  • Пол: Мужчина

У маленького ребёнка не обладающего долговременной памятью, которая появляется у всех детей в разное время но всё же примерно в 2-3 летнем возрасте и появление которой является знамением того, что ребёнок стал осознавать себя, как отдельное самостоятельное и живое существо.
Потому страх и производное от этого чувства- испуг ребёнок может начинать испытывать только после ТАКОГО ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ОТДЕЛЬНО ОТ РОДИТЕЛЕЙ СТОЯЩИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ
ДО ПОЯВЛЕНИЯ У РЕБЁНКА ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ПРИЗНАКИ КОТОРОЙ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ МОЖЕТ ОБНАРУЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫХ ДЛЯ ЭТОГО ТЕСТОВ. У РЕБЁНКА НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ ИСПУГА НИ СТРАХА,

У НЕГО МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ДИСКОМФОРТ, ЕГО ПРИВЫЧНОГО ДЛЯ НЕГО УРОВНЯ И СОСТОЯНИЯ ЕГО КОМФОРТА, СВЯЗАННОГО КАК С ВНУТРЕННИМ ЕГО СОСТОЯНИЕМ ТАК И СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЕЩЕЙ ЕГО СРЕДЫ,
ПОТОМУ РОДИТЕЛЯМ НЕ МОЛИТСЯ СЛЕДУЕТ,, ТЕМ БОЛЕЕ ТОМУ КОГО НЕТ И КТО ПОТОМУ НИКОИМ ОБРАЗОМ ПОМОЧЬ НЕ СМОЖЕТ. А НАЧИНАТЬ ПЫТАТЬСЯ ПОНЯТЬ ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ПЛАЧА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО РЕБЁНОК ДАЁТ ЗНАТЬ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ О НАРУШЕНИИ СВОЕГО СОСТОЯНИИ КОМФОРТА
Единственный реальный результат к которому может привести ваша молитва — в такие минуты- это чуувство вашего ложного успокоения, возникающее у вас по вашей привычке молится богу перекладывая на него СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЛА,,
ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ НАЧИНАТЬ ДУМАТЬ И СТАРАТЬСЯ ПОНЯТЬ ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ ПЛАЧА РЕБЁНКА, ТО ЕСТЬ ЕГО МОЛЬБЫ К ВАМ О ПОМОЩИ ЕМУ..
Именно по причине того. что верующие люди вместо БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ К СВОЕМУ РЕБЁНКУ, КОТОРУЮ ОНИ ОБЯЗАНЫ ЕМУ ДАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПО СВОИМ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ РОДИТЕЛЬСКИМ ОБЯЗАННОСТЯМ_ПО СВОИМ ПРИВЫЧКАМ ОТДАВАТЬ СВОБ «ЛЮБОВЬ» В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.. ДЕТИ У ТАКИХ РОДИТЕЛЕЙ ВЫРАСТАЮТ ОБДЕЛЁННЫЕ БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБОВЬЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИВЕДЁТ ИХ К ЧУВСТВО НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И ПОТОМУ ЗАТРУДНИМ ИМ ПУТЬ К СОБСТВЕННОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
НИКОГДА НЕ ЛЮБИТЕ НИКОГО И НИЧЕГО БОЛЕЕ НЕЖЕЛИ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ,
ОНИ ЕСТЬ ВАШЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НА ВАШЕМ ПУТИ К РЕАЛЬНОМУ И НАСТОЯЩЕМУ БОГУ, К БОГУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, КОТОРЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАНЕТ В БУДУЩЕМ БЛАГОДАРЯ НАШЕЙ В ЭТО ВЕРЕ И НАШЕЙ БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБВИ К НАШИМ ДЕТЯМ.
АМИНЬ, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ
ДА БУДУТ ВАШИ ДЕТИ ЛЮБИМЫ ВАМИ И ПОТОМУ СЧАСТЛИВЫ И УВЕРЕНЫ В СЕБЕ ВЕСЬ ИХ ПУТЬ К ЖИВОМУ И НАСТОЯЩЕМУ БОГУ, ДА ПЕРЕДАДУТ ОНИ ВАШУ ЛЮБОВЬ СВОИМ ДЕТЯМ А ТЕ СВОИМ
И ВОЗРАДУЕТЕСЬ ВЫ УВИДЕВ СВОЁ СЧАСТЛИВОЕ И УСПЕШНОЕ ПОТОМСТВО СОВЕРШЕННОМУ ВАМИ ПРАВИЛЬНОМУ ВЫБОРУ В ПРИОРИТЕТЕ ВАШЕЙ ЛЮБВИ К СВОИМ ДЕТЯМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПУСТОМУ МЕСТУ.
АМИНЬ

Вы пропустили