Медицинская энциклопедия г. Москвы

Когда ребенок начинает слышать в утробе матери

Июн 19, 2020

Когда ребенок начинает слышать в утробе матери?

Все беременные знают, что с младенцем в утробе нужно разговаривать, поскольку это идет на пользу малышам, ведь они, находясь в животе у матери, многое слышат. В этой статье мы расскажем, как развивается слух у плода, когда он начинает слышать по-настоящему и что именно он слушает в материнской утробе.

Эмбриогенез органов слуха

Процесс формирования органов слуха у малыша является одним из самых сложных. На 4-5 неделе беременности (когда у мамы только начинается задержка месячных) у зародыша появляется зачаток, который впоследствии станет внутренним ухом. На сроке беременности в 7-8 недель начинают формироваться структуры среднего уха. Наружное ухо окончательно формируется в третьем триместре, а отвердение хрящевой ткани ушей происходит незадолго до родов.

До пятого месяца беременности длится очень важный процесс закладки и формирования структур внутреннего уха. Лабиринт окончательно становится твердым к 18 неделе беременности. Слуховые косточки начинают становиться твердыми приблизительно на 3 месяце беременности и завершается этот процесс ближе к родам.

Наружное ухо даже при рождении несовершенно. Мягким остается слуховой проход, и завершается его окончательное оформление только в течение первого года жизни малыша.

Поскольку процесс эмбриогенеза слуха у ребенка еще не до конца изучен и очень многоступенчат, на любой из стадий может возникнуть непредвиденная ситуация, которая может привести к рождению малютки с нарушением слуховых функций.

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны.

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Голос мамы уже имеет для крохи особое значение, поскольку его вибрации отличаются от голосов других людей.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Что слышно?

Слышно малышу не все. Наивно полагать, что в маминой утробе он пребывает в тишине и благодати, наслаждаясь голосом мамы, которая читает ему сказки. В утробе по уровню шума – почти как на небольшом заводе, и в нем малыш просто физически не может воспринимать все звуки извне. Он постоянно слышит шум кровотока в сосудах, дыхание мамы, перистальтику ее кишечника, стук сердца.

Если мама говорит, он хорошо слышит ее голос. На более поздних сроках беременности плод уже чувствует настроение своей матери по тембру и силе ее голоса. Если будущая родительница кричит, малыш начинает волноваться. На резкие звуки ребенок реагирует усилением двигательной активности. Так проявляется работа слухового нерва по мере формирования центра слуха в коре головного мозга.

Проверить это очень легко. Достаточно включить музыку в наушники и приложить их к животу беременной. Малыш начнет двигаться активнее или, наоборот, изменит поведение, притихнув. Ученые установили, что у ребенка на сроке беременности в 30 недель при этом начинают активизироваться отдельные зоны коры головного мозга – в основном, височные и лобные доли. Именно эти центры отвечают за распознавание разговорной речи, за логику и мышление, за способность к обучению.

Часто мамы спрашивают, на каком сроке беременности можно начинать читать ребенку книжки и общаться с ним. Ответ довольно прост – на любом. Но больше всего пользы для развития малыша будет от колыбельных звуков мамы и ее сказок в сочетании с ласковыми поглаживаниями живота рукой после 25-26 недели беременности. Именно на этом сроке плод начнет анализировать звук, его источник. У него появятся любимые музыкальные композиции, а также звуки, которые ему не нравятся.

Например, большинство беременных отмечают, что малыши после 28 недели беременности довольно нервно реагируют на хлопанье двери, на лай собаки, на звонок механического будильника.

Ребенку обязательно нужно давать слушать музыку. Он не может слышать ее через наушники, если они на ушах у мамы. Музыку в этот момент воспринимает только женщина. Ребенок ощущает ее эмоции и не более того.

Если же музыку включить через динамики, удовольствие от прослушивания получат оба – и мама, и ребенок.

Помните, что все звуки извне для малыша звучат немного приглушенно, ведь мешает брюшная стенка родительницы и околоплодные воды, в которых ребенок находится. Но в общем, он неплохо улавливает происходящее по ту сторону живота.

Именно поэтому не стоит ссориться и кричать, ругаться. Лучше приобщить кроху к классической музыке, нежным детским колыбельным, тогда эти мелодии он узнает и после рождения. Доказано, что новорожденные и грудные дети значительно лучше засыпают под музыку, которая им уже знакома со времен нахождения в утробе. После рождения малыши сразу узнают знакомые голоса – мамин, папин.

Читать и петь крохе в утробе нужно еще и для того, чтобы как можно раньше начали стимулироваться те зоны мозга, которые потом будут отвечать за его развитие, интеллект, обучение и речь.

О том, когда ребенок в утробе матери начинает слышать, смотрите в следующем видео.

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Когда ребенок начинает слышать и как проверить слух у новорожденного?

Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

Формирование слуховой функции

Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери. Органы слуха формируются рано — еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель. Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося — плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Как проверить в домашних условиях?

Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет. Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

Читайте также:  Как приучить ребенка пить воду 5 проверенных способов от опытных мам

Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый.

Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

  • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
  • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
  • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
  • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

Возможные проблемы

Проблемы со слухом у новорожденных и грудных детей могут быть различными. Причина отсутствия слуха в тяжелом случае кроется в аномалиях слухового нерва или слухового центра головного мозга, а может быть и следствием механического повреждения — мама чистила ребенку ушки ушными палочками и повредила перепонку.

Во втором случае порой бывает вполне достаточно прочистить слуховые ходы, покапать капли, и все проходит. Но чаще в случае с тугоухостью медикаменты малоэффективны, особенно если тугоухость врожденная. Прогнозы, увы, неутешительные. Вылечить заболевание нельзя, но можно существенно повысить качество жизни ребенка, дать ему шанс нормально развиваться, научиться говорить, адаптироваться в обществе. В этом помогут сурдологи и слухопротезисты.

Дать ребенку возможность слышать могут правильно подобранные слуховые аппараты, операция кохлеарной имплантации. Отзывы о таких методах хорошие, ведь они дают слабослышащим детям реальные шансы на нормальную и полноценную жизнь.

О ранней диагностике нарушений слуха рассказывает специалист в видео ниже.

Когда новорожденный начинает слышать и видеть?

Когда новорожденный начинает слышать и видеть?

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация — во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения — а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша — пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

Первое, что он улавливает — интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама — сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом — значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом — если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете — начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура — малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Читайте также:  Что такое смотрины новорожденного и нужны ли они

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, — внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Чтобы вовремя заметить имеющиеся или развившиеся отклонения, родители не должны пренебрегать обязательными медицинскими осмотрами ребенка.

  • Первый осмотр проводится в 1 месяц. В рамках этого обследования ребенку проверяют слуховые и зрительные рефлексы.
  • Второй осмотр нужно пройти в полгода. Недоношенным детям рекомендуется сделать это раньше — в три месяца.
  • Третий обязательный медосмотр ребенку проводится в возрасте 1 года. В ходе этого мероприятия ребенка осматривает и ЛОР, и окулист. Если есть проблемы, то отоларинголог дает направление на консультацию к сурдорогу, а окулист назначает дополнительные аппаратные диагностические обследования.

Нужно отметить, что в большей мере проблемам со зрением и слухом от рождения подвержены недоношенные дети, малыши, пережившие состояние острой гипоксии в родах, имеющие ишемические поражения головного мозга.

Довольно часто проблемы со слухом и зрительной функцией проявляются у детей, родившихся от беременности, сопровождавшейся резус-конфликтом. Также заболевания органов слуха и зрения очень часто передаются по наследству, если у родителей или в третьем поколении есть родственники с тугоухостью, глаукомой, катарактой, врожденной слепотой или дистрофией сетчатки или глазного нерва.

О том, когда новорожденные начинают слышать и видеть, смотрите в следующем видео.

Язык, голос матери и уровень стресса: что мы запоминаем ещё до рождения

Младенцы, которые провели всего пару месяцев в утробе матери, уже приспосабливаются ко внешнему миру. Они получают информацию о звуках, вкусах и запахах, которые будут окружать их в дальнейшей жизни. Научный журналист и писательница Энн Мёрфи Пол рассказывает, как дети ещё до рождения запоминают особенности родного языка и регулируют свой метаболизм.

Младенцы узнают голос матери ещё до рождения

Прежде всего речь идёт о голосах, которые дети слышат в утробе начиная где-то с четвёртого месяца беременности. Звуки внешнего мира с трудом проникают через ткани живота и околоплодные воды и мало напоминают человеческую речь. Зато голос будущей матери младенцы различают отлично. Резонирование голосовых связок распространяется по телу, поэтому плод «слышит» интонации и тон материнского голоса, учится узнавать его. Этот голос ребёнок будет предпочитать любому другому в первые месяцы жизни.

Конечно, сложно поверить в то, что младенцы что-то умеют. Но никто не будет спорить, что они безусловно хороши в том, чтобы очень часто и много есть. Учёные провели эксперимент: младенцам предложили две резиновые соски с обычным грудным молоком. Разница была в том, что при сосании одной дети слышали голоса матерей, а в другом случае — незнакомых женщин. Вскоре они стали всегда выбирать первую соску.

В утробе младенцы начинают узнавать и тональность языка, который станет для них родным

Например, у французских детей плач идёт на высокой ноте, а у немецких — на низкой: так младенцы имитируют ритмические узоры, которые слышали до рождения. Пользуясь тем же механизмом, младенец имитирует интонацию матери, чтобы та наверняка узнала ребёнка. Это дополнительная основа для быстрого и успешного овладения языком, на котором будут говорить все вокруг новорождённого.

Маленькие дети предпочитают ту пищу, которую мать ела во время беременности

К семи месяцам у младенцев формируются вкусовые и обонятельные рецепторы. Вкус пищи, которую ест беременная женщина, в итоге попадает в околоплодные воды, а младенец постоянно их заглатывает. Было доказано, что впоследствии дети предпочитают те продукты, вкус и запах которых уже знаком им благодаря рациону матери.

Например, в ходе одного эксперимента группа беременных женщин на третьем триместре пила исключительно воду, а другая предпочитала морковный сок. Через шесть месяцев младенцы пробовали каши, которые смешивались с морковным соком. Детям женщин, пивших морковный сок во время беременности, каши нравились, судя по их лицу и стабильному согласию есть, значительно больше.

Как я отдыхаю в декретном отпуске. И почему это худший отпуск из всех

Таким образом, мать не только учит детей различать, что безопасно есть, а что лучше выплюнуть. С помощью механизма знакомства с запахами и вкусами еды младенцы изучают культуру, в которой им предстоит жить. Поэтому характерные ароматы традиционных специй не вызывают отторжения у ребёнка, чья мать употребляла их в пищу во время беременности.

Метаболизм человека закладывается ещё в утробе

Обучение до рождения — не способ «загрузить» в голову младенца антологию Моцарта. Этот природный механизм работает на усвоение жизненно важной информации об окружающем мире. К сожалению, «Волшебная флейта» к ней не относится. Зато именно в материнской утробе закладывается метаболизм ребёнка. Понять это помог жуткий, но не намеренный эксперимент.

В сентябре 1944 года Нидерланды оказались в окружении немецких войск. Это были голодные дни: голландцы потребляли около 500 калорий в день, то есть всего четверть от обычной нормы. Люди начали есть луковицы тюльпанов. К маю ситуация стала настолько угрожающей, что речь шла о массовом голоде. «Голодная зима» кончилась с приходом весны, когда 5 мая 1945 года союзники освободили Голландию.

Эта блокада унесла жизни 18 тысяч человек, но также фатально повлияла на ещё 40 тысяч ещё не родившихся людей. На момент снятия блокады они находились в утробе. Некоторые последствия материнского голодания были очевидны сразу: мертворождение, высокая смертность у новорождённых, пороки развития, низкий вес. Но другие результаты урезанного рациона были выявлены только годы спустя. Повзрослевшие дети, матери которых выносили их во время блокады, больше обычного страдали от ожирения, диабета и сердечных заболеваний в позднем возрасте. Пренатальный опыт изменил их тела: повысил кровяное давление, снизил усвояемость глюкозы.

Когда пищи недостаточно для выживания плода, питательные вещества идут к главному органу — мозгу. При этом страдают сердце и печень

В краткосрочной перспективе это обеспечивает выживание, но рассчитываться приходится в зрелости: некогда лишённые питания органы становятся уязвимыми местами всего организма.

Плод чутко улавливает подсказки внешнего мира, заранее приспосабливая свою физиологию к его условиям. Он готовится к рождению и потому подстраивает метаболизм так, чтобы успешно выживать в мире за пределами матки.

Пища — информация о том, в изобилии живёт семья или претерпевает лишения, то есть плод адаптируется к своему будущему рациону заранее. Голландские младенцы, которые родились в 1945 году, готовились столкнуться с бедностью и голодом, которые уже перенесли в утробе матери, но в итоге росли в период послевоенного западноевропейского изобилия.

Стресс матери оказывает влияние на восприимчивость к нему ребёнка

Существуют и другие данные. Во время трагедии 11 сентября 2001 года недалеко от Всемирного торгового центра в Нью-Йорке находились десятки тысяч людей, среди них 1700 беременных женщин. Многие из них испытали такой же шок, как и другие выжившие во время теракта. Год спустя учёные обследовали группу женщин, переживших посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) вследствие этой трагедии, и выяснили, что их дети имеют биологическую восприимчивость к ПТСР. Этот эффект был наиболее заметен у детей, чьи матери пережили стресс на третьем триместре беременности.

5 надёжных способов почувствовать себя отвратительной матерью

Да, с одной стороны, посттравматическое стрессовое расстройство наносит большой ущерб психике пострадавшего и не может считаться нормальной реакцией. Но, с другой стороны, типичные проявления ПТСР — чрезвычайная бдительность, моментальная реакция на опасность — могут спасти чью-то жизнь. Получается, ещё до рождения ребёнка матери могут предупредить его о том, что их ждёт снаружи, говоря им: «Будь осторожен».

Однако исследование пренатальных внешних условий существует не потому, что мы хотим обвинить в чём-то матерей или переложить на них ответственность. Речь идёт о том, как укрепить здоровье и создать наилучшие условия для следующих поколений. Наши усилия нужно направлять на изучение того, что именно плод усваивает в течение девяти месяцев в животе у матери. Это не совсем то же самое, что учёба в школе, но всё-таки мы начинаем учиться гораздо раньше, чем предполагали раньше.

Когда ребенок в утробе матери начинает слышать музыку и другие звуки, может ли он ощущать их, если женщина в наушниках?

Что чувствует ребенок, находясь в животе у матери, и на какой неделе беременности он способен слышать звуки? Эти вопросы задают многие женщины, ожидающие рождения малыша. Плод начинает реагировать на звуки, начиная с 16 недели гестации, хотя подтвержденных исследовательским путем сведений по этому поводу нет. Считается, что ребенок начинает ощущать вибрации еще задолго до формирования среднего уха. Так ли это на самом деле, действительно ли малыш может улавливать звуки извне и реагировать на них?

Читайте также:  Кокаин выведение из организма

Когда ребенок в животе у матери начинает слышать?

Отделы головного мозга начинают закладываться у эмбриона уже на 6 неделе беременности. В этот период у ребенка возникают самые первые ощущения, но реагировать на них он еще не может. Постепенно способность плода воспринимать окружающий мир совершенствуется, поскольку с каждым днем формируется и развивается его нервная система.

Примерно к 16 неделе гестации плод начинает воспринимать звуковые вибрации и реагировать на них. Малыш уже узнает мамин голос и начинает двигать ножками, когда слышит знакомую сказку или песенку.

К 6 месяцу беременности ребенок уже может отличить голос мамы от чужого, различает звуки льющейся воды и даже может злиться, когда слышит слишком громкие звуки и музыку. У малыша уже есть любимые песни и сказки, слушая которые он с умилением засыпает. Есть даже видео, где ребенок в утробе матери двигается в такт музыке, потирает глазки кулачками и зевает.

Особенности восприятия звуков плодом в материнской утробе

Учеными был установлен тот факт, что ребенок, который еще не появился на свет, является обучаемым. Если некоторое время подряд читать одну и ту же сказку, малыш начинает ее узнавать. В его мозге уже на этом этапе откладывается информация. Такой ребенок после рождения будет быстрее учиться говорить.

Папин голос еще не рожденный человек воспринимает более четко, т.к. он хорошо улавливает звуки низкой частоты. Если мужчина на протяжении беременности периодически разговаривал с малышом и гладил живот своей супруги, после рождения ребенок без проблем узнает папин голос.

Звуки, которые слышит малыш, находясь в мамином животе, доходят до него несколько приглушенными. При этом теряется примерно 30% их объема. Ученые изучали несколько десятков беременных на сроке 14 недель, используя специальный прибор — ультразвуковой сканер. Устройство записывает деятельность головного мозга плода при прослушивании разных звуков и мелодий. В результате исследования выяснилось:

  • ребенок способен слушать музыку и реагировать на нее по-разному (например, при веселой музыке плод радостно воспринимает ее, и наоборот);
  • плод реагирует на громкость звука и выражает свои эмоции.

Влияние музыки на внутриутробное развитие ребенка

Музыкотерапия при беременности положительно сказывается на развитии мозга и нервной системы плода. Музыкальные звуки способствуют развитию синапсов в клетках мозга. Иными словами, прослушивание музыки влияет на формирование соединений между клетками головного мозга.

Сформированность нейронных синапсов влияет на уровень физического и интеллектуального развития мозга. По мнению ученых, классическая музыка, регулярно прослушиваемая будущей матерью, благоприятно влияет на:

  • сон малыша после рождения;
  • внимание;
  • запоминание новой информации;
  • языковые навыки;
  • координацию;
  • моторику;
  • когнитивное развитие.

Музыка положительно воздействует на оба полушария головного мозга плода, тем самым развивая его интеллектуальные способности уже в утробе матери. Такое развитие способствует формированию задатков логического и творческого мышления.

Помимо классической музыки специалисты рекомендуют слушать умиротворенные звуки природы: пение птиц, шум морских волн, звуки дождя. Они также оказывают положительный эффект на общее развитие малыша.

Как правильно разговаривать с ребенком и слушать музыку при беременности?

Уже в утробе матери ребенок воспринимает звуки окружающего мира, голоса и чувствует настроение женщины. Когда мама волнуется, малыш сразу ощущает это, ведь ритм сердца и пульс у женщины учащаются, голос меняется, дыхание сбивается.

В такие моменты плод как бы прячется и затихает в ожидании опасности. Важно избегать стрессовых ситуаций, чтобы не передавать негатив малышу.

Выбирая музыку для прослушивания, женщина должна руководствоваться не только своими предпочтениями, но и помнить, что организм маленького человечка очень восприимчив к резким и громким звукам. Лучше слушать музыку, мягкую по тональности, с плавными переходами и переливами. Наилучшим вариантом будет классическая или народная музыка.

Успокаивающее действие оказывают на малыша произведения Вивальди или Моцарта. Благоприятным временем для совместного прослушивания считается период после пробуждения и время перед ночным сном. Музыка не должна быть слишком громкой, а сам сеанс музыкотерапии должен длиться не более 30 минут.

Ощущает ли ребенок музыку, если мама слушает ее через наушники?

Слушать музыкальные произведения можно и в наушниках. Ребенок очень хорошо ощущает все, что чувствует мама, поэтому и звуки через наушники он также воспринимает. Такое прослушивание удобно тем, что можно уединиться со своим малышом, устроиться поудобнее на диване, отрегулировать громкость звука и провести сеанс музыкотерапии.

Такое времяпровождение благоприятно влияет на состояние малыша. Регулярные сеансы прослушивания музыки способствуют тому, что ребенок после рождения будет более спокойным и, прослушивая ту же музыку, что и в мамином животе, будет быстрее засыпать.

Врач акушер-гинеколог, репродуктолог, консультант по грудному вскармливанию, окончила ЧГУ им. Ульянова со специализацией гинекология, маммология Подробнее »

Когда ребенок начинает слышать в утробе

Когда ребенок в утробе матери начинает слышать музыку и другие звуки, может ли он ощущать их, если женщина в наушниках?

Когда ребенок в утробе матери начинает слышать музыку и другие звуки, может ли он ощущать их, если женщина в наушниках?

Когда ребенок в утробе матери начинает слышать музыку и другие звуки, может ли он ощущать их, если женщина в наушниках?

Что чувствует ребенок, находясь в животе у матери, и на какой неделе беременности он способен слышать звуки? Эти вопросы задают многие женщины, ожидающие рождения малыша. Плод начинает реагировать на звуки, начиная с 16 недели гестации, хотя подтвержденных исследовательским путем сведений по этому поводу нет. Считается, что ребенок начинает ощущать вибрации еще задолго до формирования среднего уха. Так ли это на самом деле, действительно ли малыш может улавливать звуки извне и реагировать на них?

Когда ребенок в животе у матери начинает слышать?

Отделы головного мозга начинают закладываться у эмбриона уже на 6 неделе беременности. В этот период у ребенка возникают самые первые ощущения, но реагировать на них он еще не может. Постепенно способность плода воспринимать окружающий мир совершенствуется, поскольку с каждым днем формируется и развивается его нервная система.

Примерно к 16 неделе гестации плод начинает воспринимать звуковые вибрации и реагировать на них. Малыш уже узнает мамин голос и начинает двигать ножками, когда слышит знакомую сказку или песенку.

К 6 месяцу беременности ребенок уже может отличить голос мамы от чужого, различает звуки льющейся воды и даже может злиться, когда слышит слишком громкие звуки и музыку. У малыша уже есть любимые песни и сказки, слушая которые он с умилением засыпает. Есть даже видео, где ребенок в утробе матери двигается в такт музыке, потирает глазки кулачками и зевает.

Особенности восприятия звуков плодом в материнской утробе

Учеными был установлен тот факт, что ребенок, который еще не появился на свет, является обучаемым. Если некоторое время подряд читать одну и ту же сказку, малыш начинает ее узнавать. В его мозге уже на этом этапе откладывается информация. Такой ребенок после рождения будет быстрее учиться говорить.

Папин голос еще не рожденный человек воспринимает более четко, т.к. он хорошо улавливает звуки низкой частоты. Если мужчина на протяжении беременности периодически разговаривал с малышом и гладил живот своей супруги, после рождения ребенок без проблем узнает папин голос.

Звуки, которые слышит малыш, находясь в мамином животе, доходят до него несколько приглушенными. При этом теряется примерно 30% их объема. Ученые изучали несколько десятков беременных на сроке 14 недель, используя специальный прибор — ультразвуковой сканер. Устройство записывает деятельность головного мозга плода при прослушивании разных звуков и мелодий. В результате исследования выяснилось:

  • ребенок способен слушать музыку и реагировать на нее по-разному (например, при веселой музыке плод радостно воспринимает ее, и наоборот);
  • плод реагирует на громкость звука и выражает свои эмоции.

Влияние музыки на внутриутробное развитие ребенка

Музыкотерапия при беременности положительно сказывается на развитии мозга и нервной системы плода. Музыкальные звуки способствуют развитию синапсов в клетках мозга. Иными словами, прослушивание музыки влияет на формирование соединений между клетками головного мозга.

Сформированность нейронных синапсов влияет на уровень физического и интеллектуального развития мозга. По мнению ученых, классическая музыка, регулярно прослушиваемая будущей матерью, благоприятно влияет на:

  • сон малыша после рождения;
  • внимание;
  • запоминание новой информации;
  • языковые навыки;
  • координацию;
  • моторику;
  • когнитивное развитие.

Музыка положительно воздействует на оба полушария головного мозга плода, тем самым развивая его интеллектуальные способности уже в утробе матери. Такое развитие способствует формированию задатков логического и творческого мышления.

Помимо классической музыки специалисты рекомендуют слушать умиротворенные звуки природы: пение птиц, шум морских волн, звуки дождя. Они также оказывают положительный эффект на общее развитие малыша.

Как правильно разговаривать с ребенком и слушать музыку при беременности?

Уже в утробе матери ребенок воспринимает звуки окружающего мира, голоса и чувствует настроение женщины. Когда мама волнуется, малыш сразу ощущает это, ведь ритм сердца и пульс у женщины учащаются, голос меняется, дыхание сбивается.

В такие моменты плод как бы прячется и затихает в ожидании опасности. Важно избегать стрессовых ситуаций, чтобы не передавать негатив малышу.

Выбирая музыку для прослушивания, женщина должна руководствоваться не только своими предпочтениями, но и помнить, что организм маленького человечка очень восприимчив к резким и громким звукам. Лучше слушать музыку, мягкую по тональности, с плавными переходами и переливами. Наилучшим вариантом будет классическая или народная музыка.

Успокаивающее действие оказывают на малыша произведения Вивальди или Моцарта. Благоприятным временем для совместного прослушивания считается период после пробуждения и время перед ночным сном. Музыка не должна быть слишком громкой, а сам сеанс музыкотерапии должен длиться не более 30 минут.

Ощущает ли ребенок музыку, если мама слушает ее через наушники?

Слушать музыкальные произведения можно и в наушниках. Ребенок очень хорошо ощущает все, что чувствует мама, поэтому и звуки через наушники он также воспринимает. Такое прослушивание удобно тем, что можно уединиться со своим малышом, устроиться поудобнее на диване, отрегулировать громкость звука и провести сеанс музыкотерапии.

Такое времяпровождение благоприятно влияет на состояние малыша. Регулярные сеансы прослушивания музыки способствуют тому, что ребенок после рождения будет более спокойным и, прослушивая ту же музыку, что и в мамином животе, будет быстрее засыпать.

Вы пропустили