Медицинская энциклопедия г. Москвы

Когда ребенок начинает ходить Памятка родителям

Июн 22, 2020

ребенок начинает ходить

Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

Вопрос №1: когда?

Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

  1. Нормальный возраст – это от 9 месяцев до неполного года.

Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие – сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

  1. Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение – большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

  1. «Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться, держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.

Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

  1. Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

  • Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

  • Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

  • Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

  • Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Непростая наука: обучение

Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

  1. В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить>>>
  2. Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить.
  3. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках. В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

Тревожным можно считать такое положение дел, когда родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки, когда он старше полутора лет.

В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.

Во сколько дети начинают ползать

Во всех мальчиках и девочках заложена сложная генетическая программа развития и формирования двигательных, познавательных (по-научному — когнитивных) и речевых навыков. Эта программа предусматривает постоянное и последовательное приобретение новых способностей и определяет, когда дети начинают ползать и сидеть, стоять с поддержкой и самостоятельно, делать свои первые шаги и уверенно ходить.

Во сколько дети начинают ползать

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

11 месяц

12 месяц

Двигательное развитие малыша начинается с рефлексов новорожденного — они проверяются еще в роддоме, когда младенец только появляется на свет. Это поисковый рефлекс (помогает младенцу найти мамину грудь), хватательный рефлекс, хоботковый рефлекс и некоторые другие. Среди них есть и так называемый ползательный рефлекс: малыша кладут на животик, и при создании опоры под ножки он старается совершать ползающие движения. Это вовсе не означает, что дети начинают ползать в возрасте нескольких минут после появления на свет, тем не менее, показывает, что зачатки этого навыка у них есть уже при рождении.

Врожденные рефлексы — один из параметров, который оценивается врачом-неонатологом при первом осмотре, но они сохраняются непродолжительное время и быстро угасают. На смену им приходят реальные моторные навыки. Сначала дети осваивают способность поднимать головку, затем учатся немного приподниматься на ручках, в 4–5 месяцев мальчики и девочки уже умеют переворачиваться со спинки на животик и обратно — все это этапы на пути к тому, чтобы ребенок начал ползать.

Во сколько месяцев малыш начинает ползать?

В 6 месяцев грудничок учится сидеть и не падать при этом (не всегда успешно). Примерно в 7 месяцев малыш начинает ползать — сначала по-пластунски, причем некоторые дети делают это задом наперед. Не волнуйтесь, если ваш ребенок тоже начнет передвигаться таким странным способом. Ничего страшного не происходит, и вам не надо задумываться над тем, как научить малыша ползать правильно. Совсем скоро он самостоятельно обнаружит, что есть не только «задняя передача», и начнет двигаться, куда глаза глядят, а не наоборот.

В 8–9 месяцев малыш осваивает новый способ ползания — на четвереньках, и быстро понимает, что так передвигаться эффективнее. Пройдет еще немного времени, и он научится ходить. Впрочем, об этом мы расскажем в другой статье.

Читайте также:  ВРЕД КУРЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Освоение новых двигательных навыков происходит очень быстро и часто неожиданно для родителей. Всегда держите рядом с собой телефон, чтобы успеть запечатлеть первое ползание малыша на видео.

Все мальчики и девочки начинают ползать в одном возрасте?

Точно предсказать, в каком возрасте ваш малыш овладеет этим навыком, невозможно — есть лишь средние нормы, которые мы привели выше. Однако каждый маленький ребенок — неповторимая индивидуальность, и у каждого — свой особый график развития. Если ваш малыш начал ползать раньше или позже, это ни о чем не говорит.

Бывает, что груднички, которые рано освоили передвижение по-пластунски, долго не могут перейти к ползанию на четвереньках и следующим этапам развития. И наоборот: дети, которые, казалось, отстают в освоении двигательных навыков, неожиданно могут догнать и обогнать своих сверстников.

От чего же зависит, в каком возрасте ребенок начинает ползать? Когда наступит тот торжественный момент, и ваш малыш наберется смелости и отваги, чтобы без всяких преувеличений отправиться «в путь по жизни»? Попробуем разобраться совместными усилиями. Сначала посмотрим, какой набор умений и навыков потребуется ребенку, чтобы самостоятельно ползать:

baby

  • Для приобретения навыка ползания у ребенка должны быть достаточно развиты не только косточки скелета, но и мышцы ручек и ножек, спины и шеи. Ведь ползание — это уже абсолютно самостоятельное передвижение. Пусть и не на двух, а на четырех конечностях, но даже передвижение по-пластунски или на четвереньках требует крепости опорно-двигательного аппарата.
  • Этот навык связан со степенью развития нервной системы, то есть с формированием сложных нервных связей, которые управляют работой вестибулярного аппарата, отвечают за координацию движений, помогают оценить расстояние и синхронизировать движения мышц туловища, ручек и ножек. Таким образом, со скольки месяцев ребенок начинает ползать, во многом зависит от развития его психомоторных навыков способностей.
  • Определенное значение имеет вес ребенка и строение его тела. Замечено, что более крупные малыши начинают позже ползать на четвереньках и позже ходить. А вот худенькие дети — более шустрые. Отсюда вывод: не пренебрегайте знаниями, как правильно кормить ребенка. Ведь избыточный вес — это не только более позднее освоение двигательных навыков, но также дополнительные проблемы со здоровьем, а в отдаленной перспективе — более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и сахарного диабета. У детей первого года жизни наиболее частой причиной развития ожирения является избыточное количество белка молочных продуктов в рационе, поэтому рекомендуется ограничивать применение цельного коровьего и козьего молока в питании детей раннего возраста.
  • Не менее важный компонент, способствующий развитию этого навыка — неистребимое желание узнать, а что там, за поворотом, увидеть, и потрогать, и добраться до цели самостоятельно. Надеемся, что это стремление останется у вашего ребенка на всю последующую жизнь. Кстати, любопытство является основой упражнений, чтобы научить малыша ползать, но об этом чуть позже.

Еще один вопрос, который обычно волнует родителей: а кто раньше осваивает этот вид двигательных навыков — мальчики или девочки? На самом деле, все индивидуально, но если собрать «мировую статистику», то окажется, что девочки несколько быстрее приобретают подобные двигательные навыки.

Умение ползать по-пластунски проявляется у детей примерно в возрасте 6-7 месяцев, на четвереньках — на месяц-два позже. Однако возрастной разброс довольно значительный, и это ни о чем не говорит: невозможно определить, кто здесь чемпион. Более того, навыки ребенка первого года жизни бывают порой довольно неустойчивы. Например, если ребенок немного приболел, приобретенные накануне умения могут на какое-то время исчезнуть, и восстановятся только тогда, когда ребенок поправится.

Насколько важно умение ползать по-пластунски и на четвереньках?

Навык ползания — практически такой же значимый этап развития (а некоторые считают, что даже более важный), как и первый шаг, то есть умение ходить. Если разобраться в деталях, между этими двумя способностями можно найти много общего. Вот лишь несколько примеров:

  • взгляд и движение, направленные вперед;
  • полноценное бинокулярное зрительное восприятие;
  • чувство движения собственного тела в пространстве;
  • комплекс новых ощущений, связанных с формами и расположением предметов.

Какие упражнения нужно делать, чтобы научить малыша ползать?

В принципе, «ускорить» процесс приобретения новых навыков невозможно: ребенок будет развиваться в соответствии со своей внутренней программой. Никаких особых «чемпионских» упражнений, чтобы научить ребенка ползать, не существует, а вот создать условия для удобной тренировки навыка можно и нужно.

Подготовьте для ребенка чистое и ровное место — достаточно просторное, чтобы проползти несколько метров, и достаточно безопасное, чтобы нельзя было куда-то упасть. Чтобы «стимулировать» малыша, вы можете придумать для него какую-нибудь цель, например, положить любимую игрушку или другой желанный предмет в зоне видимости, но не в пределах досягаемости из текущего положения. Вот и весь секрет, как научить ребенка ползать. Никакой другой помощи от вас не требуется, поскольку сильный интерес (цель — игрушка) действует лучше любых уговоров. Просто стойте рядом, наблюдайте и снимайте на видео!

Когда ребенок начинает сидеть?

Ровесники вашего крохи уже сидят, а он все никак? Стоит ли бить тревогу и предпринимать какие-то меры? В большинстве случаев повода для тревоги нет. Рассказываем, в каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно, нужно ли его этому учить и что делать, если малыш долго не может освоить этот навык.

Когда ребенок начинает сидеть?

В каком возрасте дети учатся сидеть?

Педиатры говорят: обычно дети начинают сидеть самостоятельно в 6-8 месяцев. Как правило, первые попытки сесть появляются в 6 месяцев, реже – чуть раньше. Обычно это происходит из положения на четвереньках. Раскачиваясь и перемещаясь, малыш подгибает под себя ноги и пытается сесть на ягодицы. Сразу не получается – первые несколько попыток окажутся неудачными, он будет падать, подниматься и пробовать снова. Но если ребенок уже начал присаживаться – его не остановить. Он будет осваивать этот навык снова и снова, пока наконец не сядет. Обычно на это уходит несколько дней, реже – до двух недель.

В 7-9 месяцев большинство детей могут сидеть, однако поначалу им требуется поддержка – руки мамы и папы, спинка дивана, подушка. Постепенно мышцы спины окрепнут, и ребенок начнет сидеть самостоятельно. Дети, рожденные раньше срока, ослабленные и с низким весом, могут немного отставать в развитии.

icon

Принятые сроки приобретения новых навыков ориентировочны. Ваш малыш может научиться чему-то чуть раньше или позже. Однако очень важно отличать индивидуальные сроки развития ребенка от патологии. С этим поможет разобраться врач. Поэтому если малыш не сидит в 7-9 месяцев – стоит проконсультироваться с врачом.

Как понять, что ребенок готов сидеть самостоятельно?

Освоение навыков у малыша первого года жизни происходит последовательно. Вот какие признаки показывают, что он вскоре научится сидеть самостоятельно:

  • Малыш уверенно держит головку, умеет контролировать свои конечности и совершает ими осмысленные движения.
  • Когда ребенок лежит на животе, он приподнимается на ручках.
  • Малыш умеет перекатываться с живота на спину и, может быть, даже наоборот.
  • В положении лежа ребенок немного двигается вперед и назад – как будто пробует ползти.
  • Малыш поднимается из лежачей позы и пытается полусидеть, опираясь на ручки.

Нужно ли помогать ребенку, когда он начинает сидеть самостоятельно?

Педиатры говорят: торопиться не нужно. Не стоит заставлять малыша и тем более не нужно учить его сидеть. Природой все предусмотрено: когда мышцы ребенка окрепнут, он обязательно сядет – даже если родители ничего не будут для этого делать. Напротив, стимулировать сидение опасно – при неподготовленных мышцах это может привести к нарушению осанки и другим проблемам со здоровьем.

Чтобы помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно, можно сделать иначе – и создать условия для развития нового навыка:

  • Не ограничивайте ребенка бортиками кроватки. Чаще выпускайте его играть на полу – под присмотром. Постелите яркий плед или используйте обучающие коврики.
  • Играйте вместе с ребенком. Перекатывайтесь, поднимайтесь на руках и садитесь, подавая ему пример.
  • Дайте малышу привыкнуть к вертикальному положению — чаще носите его на руках или в слинге.
  • Подбирайте одежду, которая не мешает двигаться. Иногда малыш не может сесть просто потому, что ему неудобно делать это в тесном комбинезоне.
  • Повесьте над кроваткой яркие игрушки, которые так интересно ловить ручками. У ребенка будет стимул поскорее сесть, чтобы их достать.
  • Чаще берите ребенка на руки — это отличная тренировка и большое удовольствие для малыша. А с хорошим настроением и здоровье становится лучше!

Когда начинают сидеть мальчики, а когда девочки?

У детей разных полов есть некоторые отличия в развитии. Мальчикам обычно легче даются навыки крупной моторики, а девочкам — мелкой. Однако эти различия не такие существенные и становятся заметны в более старшем возрасте. Так что если сын вашей подруги уже сидит, а ваша дочь — еще нет, это связано не с полом, а исключительно с индивидуальными особенностями.

img

Что делать, если ребенок не сидит?

Разница в темпераменте заметна с первых дней жизни новорожденного. Один младенец быстро наедается и засыпает, другой сосет медленно, часто отвлекается. Скорее всего, энергичный малыш чуть раньше начнет ползать, садиться, ходить, но разница в сроке приобретения навыков будет невелика. Однако бывают ситуации, когда необходима помощь специалиста.

Если в возрасте 8 месяцев ребенок не садится самостоятельно и даже не делает попыток сесть – нужно обратиться к врачу-педиатру.

Как правило, проблемы выявляются достаточно рано – при условии, что родители регулярно показывают малыша врачам и проходят профилактические осмотры. В Российской Федерации ребенка каждый месяц осматривает участковый педиатр. Он всегда спрашивает, как развивается малыш, какие новые навыки освоил. Если что-то идет не так, педиатр направляет к профильному специалисту – неврологу, хирургу/ортопеду.

Читайте также:  Жжение в глазах

Если врач заметит какие-то тревожные симптомы, он назначит обследование (УЗИ головного мозга, суставов и т. д.). По полученным результатам – составит план лечения или, возможно, отложит решение до следующего визита.

icon

Возраст до года — время быстрого роста, наиболее благоприятное для коррекции возможных проблем в развитии.

icon

Далеко не всегда небольшая задержка в развитии сигнализирует о проблемах. Иногда это просто особенность вашего ребенка. И логично предположить, что если малыш поздно освоил другие навыки – умение держать голову, переворачиваться, то и сидеть он будет несколько позже сверстников. Двигательные навыки развиваются последовательно, от простых к сложным. Поэтому пока малыш не научится держать голову, он не сможет перевернуться. А перевороты со спинки на животик и обратно в свою очередь развивают мышцы, необходимые для умения сидеть. Но чтобы говорить об особенностях развития, нужно сначала исключить патологию, а для этого – обратиться к врачу и обследоваться.

Существуют ситуации, в которых медлить нельзя:

  • Внезапный беспричинный откат в развитии навыков. Например, всю прошлую неделю кроха переворачивался с живота на спинку, но уже несколько дней как разучился.
  • Предыдущие навыки малыш освоил в срок, а следующий навык задержался.
  • Отставание от средних сроков освоения навыка составляет более двух месяцев.

При появлении таких признаков нужно обратиться к врачу как можно скорее. Не стоит терять время, наблюдать и надеяться, что все пройдет без медицинской помощи.

Ускорить освоение новых навыков помогает массаж. Назначать такое лечение должен врач, а выполнять – специалист, знакомый с особенностями развития детей первого года жизни. Самолечение недопустимо и может быть опасно для здоровья младенца.

Теперь вы знаете, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть и что делать, если его развитие задерживается. При любых сомнениях обращайтесь к педиатру – не пускайте на самотек.

Кризис 1 года у ребенка

Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

ребенок ползает

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир;
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает;
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Как проявляется кризис 1 года жизни

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

ребенок кривляется

Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.

Что не нужно делать родителям при кризисе первого года

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально.

девочка грустит

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.

Советы родителям как пережить кризис одного года

  • Стараться соблюдать привычный режим дня;
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами;
  • Во всем поддерживать своего малыша;
  • Подавать ребенку только хороший пример;
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность;
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.

  • Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным;
  • Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций;
  • Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире;
  • Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком;
  • Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его;
  • Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь;
  • Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками;
  • Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете;
  • Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу;
  • Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.
Читайте также:  Давление при инсульте причины способы диагностики и лечения

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Список использованной литературы

  1. Суркова Л. М. Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет. Генератор полезных советов. Москва: Издательство «АСТ», 2016 . — 224 с.
  2. Монтессори Мария. Дети — другие. Уникальная методика раннего развития. Москва: Издательство «АСТ», 2014 . — 320 с.
  3. Сурженко Л. А. Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2016 . — 224 с.

Первый прикорм ребенка при искусственном вскармливании по месяцам

Материнское молоко — идеальное питание для грудничка, особенно в 1-й год его жизни. Это важный источник питательных веществ и энергии, поэтому ВОЗ рекомендует сохранять кормление грудью как можно дольше, вплоть до двухлетнего возраста.

Прикорм ребенка при грудном вскармливании

Мамино молоко — наилучшая пища для младенца, особенно в первые полгода жизни. Оно остается важным источником энергии и питательных веществ и после 6 месяцев, поэтому ВОЗ рекомендует кормить грудью вплоть до двухлетнего возраста.

Прикорм по месяцам: какие продукты вводить в прикорм малышу до года

Помешать правильному развитию малыша может не только нехватка питательных веществ, но и их переизбыток.

Прикорм в 8 месяцев: как его расширять, и какие продукты можно давать малышу

Восьмимесячному ребенку осталось «познакомиться» с последними новыми продуктами основного прикорма.

Телефон горячей линии

8 800 200 74 77

По России бесплатно,
каждый день 9 — 21 часов

Мы в социальных сетях:

  • Пользовательское соглашение
  • Правила сайта
  • Обратная связь
  • Часто задаваемые вопросы
  • Карта сайта

Идеальной пищей для грудного ребенка является молоко матери, продолжайте грудное вскармливание максимально возможное время. Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев и последующее введение прикорма при продолжении грудного вскармливания. Продолжайте грудное вскармливание как можно дольше после введения прикорма. Для принятия решения о сроках и способе введения прикорма в рацион ребенка необходима консультация специалиста.

Мы расширяем нашу партнерскую программу.
По вопросам сотрудничества обращаться через форму
обратной связи

Идеальной пищей для грудного ребенка является молоко матери, продолжайте грудное вскармливание максимально возможное время. Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев и последующее введение прикорма при продолжении грудного вскармливания. Продолжайте грудное вскармливание как можно дольше после введения прикорма. Для принятия решения о сроках и способе введения прикорма в рацион ребенка необходима консультация специалиста.

С информацией ознакомлен(а)

Продолжая пользоваться этим сайтом, не изменив настройки своего браузера, вы соглашаетесь с тем, что мы можем использовать файлы cookie

Когда новорожденный начинает видеть и слышать?

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

видеть и слышать.jpg

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

видеть и слышать1.jpg

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Вы пропустили