Медицинская энциклопедия г. Москвы

Как лечить испуг у ребенка

Мар 6, 2020

Подвижная нервная система ребенка подвержена сильным потрясениям, вызванным, казалось бы, незначительными факторами. Интересно, что впечатлительные малыши настолько остро переживают психологический дискомфорт, что он приравнивается к испытанию физической боли. Что представляет собой испуг? Испуг – это рефлекторная реакция на угрожающий фактор. Отпечаток негативных ощущений закрадывается в сознание ребенка и беспокоит его тревожными проявлениями.

Признаки детского испуга

Признаки детского испуга можно разделить на две группы. Первая – это проявляющиеся непосредственно в момент воздействия травмирующего фактора. Они имеют краткосрочный характер. Вторая – отложенные признаки. Проявляются они периодически, мучают ребенка и порождают другие страхи, тревожность, беспокойность. Познакомимся ближе с первой группой:

Расширение зрачков. Это рефлекторная реакция зрительного анализатора на возникновение потенциальной опасности. Организм старается усилить ощущения и расширить поле для анализа угрозы.

Плач. Через поток слез происходит мгновенный выход негативных эмоций, которые испытывает маленький человек.

Учащение пульса происходит из-за выработки гормонов стресса, активизирующих сердечно-сосудистую систему организма.

К детям дошкольного возраста и старше относится признак непроизвольного мочеиспускания или дефекации.

Нарушение координации, дезориентация в пространстве.

Вторая группа признаков более обширна и позволит точнее установить факт испуга у детей (особенно у малышей, которые еще не умеют выражать свои мысли вербально):

Бессонница, ночные кошмары. Подсознание отражает наличие травмы в виде пугающих картинок во сне. Также наличие определенных переживаний сильно возбуждает детскую нервную систему. От этого нарушается цикл бодрствования-сна. Возможны также другие нарушения сна – ребенок начинает разговаривать, громко плакать во сне, проявляется ночной энурез.

Появляются новые страхи. Ребенок болезненно реагирует на ранее привычные вещи – ему становится страшно оставаться одному, он боится темноты, с опаской относится к некоторым игрушкам, предметам, животным.

Повышается возбудимость. Ребенок острее реагирует на замечания, слова и действия. Он становится чувствительнее, его легко довести до слез или рассердить. Если малыш ранее был спокойным, а теперь нет – это повод задуматься.

Заикание. Нарушение речи происходит на фоне изменения психомоторного развития из-за испытания сильного стресса. Ему подвержены дети раннего, дошкольного и реже школьного возраста. Если малыш начал заикаться, не откладывайте консультацию у врача невролога. Это может быть связано с органическим поражением головного мозга.

Замкнутость является следствием предыдущих проявлений испуга (энурез, заикание, повышенная возбудимость). Ощущение происходящих изменений, перманентные негативные переживания отражаются на социализации и отдаляют ребенка от товарищей по играм и родителей. Вовремя не скорректированные страхи влияют на построение межличностных отношений.

В детском возрасте страхи, имеющие реальную основу, переживаются одинаково остро , как и беспочвенные фобии. Это происходит в силу специфики детского восприятия себя и окружающей действительности. Помочь ребенку справиться с испугом и скорректировать его побочные проявления помогут представленные в данной статье методы и способы.

Способы борьбы с детским испугом

Специалисты отмечают , что подверженность неврозам объясняется незрелостью вегетативной регуляции (регулирование работы внутренних органов центральной нервной системой), нарушением баланса реакций возбуждения – торможения нервной системы. Поэтому чаще с клиническими проявлениями испуга сталкиваются дети.

Лечение испуга лучше доверить специалистам: детским психологам, психотерапевтам, неврологам. Но успешность терапии зависит от поведения родителей, их поддержки и правильно выбранной тактики взаимодействия с травмированным малышом. Рассмотрим профессиональные терапевтические методы и успешные условия лечения испуга, организуемые родителями.

Что делать, если ваш ребенок испытал испуг

От вашего отношения к недугу малыша зависит то, как он будет его проживать. Ознакомьтесь со следующими рекомендациями, которые облегчат болезненный процесс избавления от детских неврозов:

Уважительно относитесь к чувствам малыша. Попытки исправить негативные переживания ребенка через их обесценивание, непризнание и отсутствие к ним внимания ведут к тому, что он перестает ценить свои чувства и желания. Отношение родителей к переживаниям ребенка напрямую влияет на здоровое созревание эмоционально-волевой сферы. Необходимо признать чувства малыша и оценивать их сквозь призму его ощущений (насколько они болезненны, интенсивны и т.д.). Покажите, что вы понимаете его эмоции и признаете их. Через ваше уважительное отношение к его переживаниям, родится его адекватное отношение к своим чувствами и эмоциям.

Будьте рядом. Плаксивость, капризность, возбудимость, агрессия испуганных, травмированных детей заставляет их родителей оставлять их одних, чтобы те «подумали о своем поведении». Оставлять ребенка наедине с болью, страхами – нездоровая тактика родительского поведения, ведущая к усугублению его психоэмоционального состояния. Необходимо показать, что вы всегда рядом. Ощущение твердой опоры в виде родительского понимания, поддержки и постоянной готовности прийти на помощь ускорит терапевтический процесс.

Создавайте положительные впечатления. В моменты негативных переживаний ребенку сложно испытывать радость, счастье. Помогите ему и создайте положительные эмоции. Подумайте, что любит ваш ребенок, какие занятия, вещи приносят ему радость? Совместные прогулки, игры, хобби сплотят вас и закрепят позитивные ощущения.

Используйте элементы профессиональной терапии в домашних условиях, предварительно согласовав их со специалистом. Существует масса методов психотерапии, элементы которой можно перенести в домашние условия. Например, согласно принципам арт-терапии, можно использовать свободные ассоциации для отображения бессознательных фобий и негативных переживаний на рисунке. Или начать борьбу с причиной испуга с ее отображения на листке бумаги (например, нарисовать добрую собаку, которая хорошо относится к малышу и др.).

Релаксация связана с избавлениями от негативных следствий невротического расстройства. Так, повышенную возбудимость корректируют через прослушивание спокойных музыкальных композиций. Также для релаксации подходят комплексы физических упражнений, мышечной растяжки. Важно помнить одно правило – все эти методы хороши, если ребенок не против того, чтобы их выполнять. В противном случае, они лишь усугубят ситуацию и усилят переживание испуга.

Покажите малышу, что вы тоже испытываете страхи. Сейчас он думает, что его чувства присущи только ему. Это связано с детским эгоцентризмом . Расскажите, что тоже испытываете страхи, и какие фобии вы имеете. Покажите на своем примере, как можно с ними бороться. Пусть малыш знает, что даже взрослые способны бояться, и что это нормально явление для любого человека.

Любовь, забота и внимание родителей – лучшие профилактические и терапевтические методы борьбы с испугом. В этот сложный период детям следует избегать сопутствующих негативных переживаний. Если малыш сделал что-то, за чем следует наказание, поговорите с ним на спокойных тонах. Попробуйте выяснить причину его действий, расскажите, к каким последствиям это привело, и что вы испытываете. Адекватный анализ проступков поможет избежать лишних травмирующих переживаний.

Принципы терапии детских неврозов

Принципы профессиональной терапии детских неврозов

Психологи и неврологи подходят к лечению испуга с научной точки зрения. Так, в психологии есть масса проективных способов , способных излечить неврозы. Каковы эти методы:

Арт-терапия основана на отображении текущего состояния малыша на рисунке. Ребенку дается задание нарисовать рисунок на любую тему в свободном выборе цвета. Это первый – диагностический этап. Сейчас специалист интерпретирует полученные данные и вырабатывает дальнейшую терапевтическую стратегию. После, с помощью направляющих и корректирующих способов, психолог помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, пересмотреть отношение к страху и обесценить его.

Ролевые игры помогают малышу занять разные социальные позиции. Попробовав себя, например, в роли полицейского, пожарника, супер-героя, ребенок сможет ощутить внутренние силы и обрести опору для борьбы с переживаниями.

Сказкотерапия направлена на проработку различных поведенческих сценариев. С малышом обсуждают сюжет сказки, поведение героев, отношение к ним и эффективность их действий. Сказки с сюжетом соответствующей тематики, помогают со стороны познакомиться со страхами и перенести опыт виртуальных героев в реальную жизнь.

Анималистическая терапия направлена на релаксацию, улучшение навыков взаимодействия и коррекцию психологических нарушений. Общение с животными создает положительные впечатления, которые являются прочной базой для эффективного избавления от фобий и неврозов.

Метод диагностической и терапевтической беседы. Если малыш уже умеет разговаривать и излагать свои мысли, психолог проводит с ним беседу. Она может проходить в свободной форме, так и по заранее подготовленному сценарию.

Целостная терапия испугов не ограничивается консультациями с психологом. Необходима консультация с неврологом, если у ребенка возникли психомоторные нарушения на фоне невроза или наблюдается чрезмерная возбудимость нервной системы. В случае необходимости врач назначает седативные средства (чтобы успокоить ребенка, снизить интенсивность негативных переживаний), препараты, стимулирующие мозговую деятельность. Важно знать, что назначением подобных лекарственных препаратов занимается только специалист с соответствующим образованием. Неправильный подбор препарата может негативно отразиться на состоянии ребенка.

Если появляются нарушение речи, вызванные сильным переживанием страха, малышу необходимы консультации с логопедом-дефектологом. Работа с логопедом поможет устранить последствия испуга (заикание), улучшить произношение, проработать артикуляцию и фонематический слух.

Как не допустить испуга у ребенка

Во избежание необходимости терапии испуга, стоит создать благоприятные условия для развития малыша. Существует несколько групп риска, попадание в которые повышает вероятность развития невротических состояний. Предлагаю вам с ними ознакомиться:

Жестокость в семье. Физическое и психологическое насилие, игнорирование базовых и эмоциональных потребностей малыша, ведет к зарождению фобий и недоверия к окружающему миру. Дети, испытавшие на себе жестокость, исходящую от людей, которые должны их безусловно любить и защищать, становятся потенциальной жертвой реальных и воображаемых страхов. Следствием подверженности фобиям является тревожность, перетекающая в неврозы.

Физические болезни и отклонения. Не все семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии, относятся к этим особенностям спокойно. Ощущение собственной неполноценности порождает социальные страхи, переживание которых также влечет невротические состояния.

Читайте также:  Тендинопатия причины симптомы и лечение

Трудности социальной адаптации. Невозможность настроить отношения со сверстниками, непринятие обществом вызывает чувство неполноценности. Это чувство является основой для мнительности, недоверия и страхов. Для детей с комплексами и социальными страхами характерно острое переживание травмирующих событий.

Родительская гиперопека. Вы думаете, что оберегаете ребенка от потенциальной опасности, а на деле вселяете в него неуверенность и страх. Оберегание, сопряженное с обсуждением потенциальных угроз, делает малышей боязливыми, замкнутыми и повышает риск испугов.

Какие простые действия родителей помогут избежать детских неврозов:

Уважайте личность ребенка. Недопустимыми являются физические методы наказания и оскорбления. Создайте благоприятную среду развития, где вы окружите ребенка пониманием, любовью, заботой и поддержкой.

Обсуждайте с детьми технику безопасности и правила поведения. Знание этих моментов поможет ребенку действовать в потенциально опасных ситуациях осознанно и избегать переживания страха.

Не пугайте малыша животными, прохожими людьми (например «тебя сейчас тетя заберет», «будешь плохо вести, собака укусит» и т.д.). Наоборот, старайтесь в адекватной форме преподносить информацию о социальной безопасности и правилах общения с животными.

Разговаривайте с ребенком, отвечайте на волнующие его вопросы. Информированность повышает вероятность адекватной реакции малыша на стрессовые факторы.

Заключение

Испуг – серьезное испытание для ребенка. Его переживание доставляет массу негативных ощущений. Чтобы с ним справиться, необходимо приложить массу усилий. Но важно помнить, что родительская любовь и уважение к чувствам малыша могут свести риск появления испуга к минимуму.

Средства от спазмов у детей

Средствами от спазмов у детей являются спазмолитические препараты (спазмолитики). Спазмолитики для детей представляют собой группу препаратов, которые способны устранять избыточное сокращение гладкомышечных клеток, то есть способны устранять спазм. Спазмы довольно часто встречаются в период раннего возраста. Как правило, они проявляются болью, вследствие чего малыш начинает плакать. Степень выраженности боли бывает разной. Дети нередко могут быть беспокойными в течение дня и, особенно, ночи.

Основные причины спазмов у детей

Заболевания и причины, которые могут приводить к данной проблеме, довольно обширны. Стоит отметить, что у детей спазмы и боли чаще всего отмечаются со стороны желудочно-кишечного тракта и сопутствуют различным органическим и функциональным заболевания желудка и кишечника. Разница между органическими и функциональными заболеваниями заключается в наличии структурных или биохимических изменениях в органах и тканях. Органические заболевания их имеют, а функциональные нет. Функциональная патология обусловлена изменением регуляции данных органов, что также может вызывать схожие симптомы с органическими. У детей раннего возраста спазмы чаще отмечаются на фоне функциональной патологии. С возрастом растет частота встречаемости органической патологии. Наиболее распространенными причинами избыточного сокращения и болей со стороны живота у детей являются:

  • Кишечные колики.
  • Функциональная диарея и запор.
  • Ацетонемический синдром.
  • Дискинезии желчевыводящих путей, воспаление желчного пузыря.
  • Гастрит, язвенная болезнь.
  • Заболевания, сопровождающиеся синдромом мальабсорбции. Мальабсорбция представляет собой нарушение всасывания веществ в тонкой кишке.
  • Воспалительные заболевания кишечника.
  • Хронические колиты, кишечные инфекции, паразитарные инвазии.

Также существует множество других заболеваний, которые сопровождаются избыточным сокращением мышечных клеток и болями. Перечислим лишь наиболее встречаемые из них. Нередко спазмами сопровождаются воспалительные заболевания мочевыводящих путей (цистит, пиелонефрит). В данном случае они возникают в мочевыводящих путях. Нередко в период становления менструального цикла у девочек-подростков могут отмечаться выраженные спазмы и боли внизу живота. Данная проблема носит название дисменореи. Нередко спазмы сосудов развиваются при повышении температуры у детей, что характеризуется появлением «‎ белой лихорадки »‎ . В данной статье мы коротко расскажем об основных причинах спазмов у детей, а также о заболеваниях, которые к ним приводят. Объясним основные принципы использования и механизм действия лекарственных препаратов, используемых при данной патологии.

спазмы

Существует множество других заболеваний, которые сопровождаются избыточным сокращением мышечных клеток и болями.

Симптомы спазмов у детей

Как было сказано выше, наиболее часто причинами спазмов у детей является патология желудочно-кишечного тракта.

Ниже рассмотрим основные симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся спазмами у детей:

  • Кишечные колики. Данная патология характеризуется внезапными и выраженными приступами плача малыша. Появляются колики в период новорожденности. Кишечные колики связаны с незрелостью нервной регуляции деятельности кишечника и усилением газообразования на фоне кишечного дисбиоза.
  • Функциональная диарея и запор. Спазмы при данных патологиях не являются основным симптомом. Они лишь могут периодически появляться. Заболевания представляют собой функциональные расстройства детей раннего возраста, которые сопровождаются соответственно диареей или запором. При этом, при углубленном обследовании другой патологии не выявляется.
  • Ацетонемический синдром. Часто возникает у детей, особенно в период раннего возраста. Как правило, причиной его развития является погрешность в диете. Среди других причин можно выделить ОРВИ, безвредное возбуждение (дни рождения и прочее), стрессы. В данном случае боли обусловлены больше не спазмом, а раздражением слизистой оболочки кетоновыми телами (те вещества, которые вызывают ацетонемический синдром). Характерными симптомами данного недуга является запах ацетона в выдыхаемом воздухе, тошнота, рвота, вялость, сонливость.
  • Дискинезии желчевыводящих путей, воспаление желчного пузыря. Дискинезиями называют функциональное расстройство желчного пузыря и желчевыводящих протоков, которое может сопровождаться спазмами в указанных органах. Вследствие этого у детей появляются боли, чаще в правом подреберье. Помимо этого, дети ощущают тяжесть в правом подреберье, горечь во рту, появляется желтушность кожи и глаз.
  • Гастрит и язвенная болезнь. Причинами зачастую является Helicobacter pylori. У детей отмечается: тошнота, нередко рвота, боли в животе, изжога, склонность к запорам, неприятный запах изо рта.

гастрит и язва

При гастрите у детей зачастую появляются тошнота, рвота, а также боли в животе.

  • Синдром мальабсорбции. Среди патологий из данной группы стоит выделить целиакию и лактазную недостаточность. Целиакия представляет собой непереносимость глютена, которая сопровождается многообразием симптомов, в том числе и болью в животе. Лактазная недостаточность представляет собой непереносимость молочных продуктов, после употребления которых возникает вздутие, боли в животе и понос.
  • Воспалительные заболевания кишечника. К ним относятся болезнь Крона и язвенный колит. Наиболее часто характеризуется появлением крови в стуле, болями в животе. В дальнейшем происходит усиление симптомов и присоединение других признаков.
  • Кишечные инфекции. Острые кишечные инфекции проявляются повышением температуры, нередко рвотой и диареей, которая характеризуется упорным течением. Как правило, может развиваться после употребления плохих продуктов или же после контакта с больным.

Помимо патологии желудочно-кишечного тракта, к развитию спазмов и болям могут приводить и другие заболевания. Довольно часто отмечаются инфекции мочевыводящих путей, особенно у девочек. Это связано с короткой и широкой уретрой, через которую могут быстро проникнуть болезнетворные бактерии. Развитие цистита сопровождается появление таких симптомов, как: боли при мочеиспускании, рези, частые мочеиспускания, жжение и боль в области уретры и мочевого пузыря. У девочек-подростков часто развивается дисменорея, которая характеризуется появлением боли и тяжести внизу живота.

Лечение спазмов у детей

Лечение спазмов у детей различается в каждой конкретной ситуации. Все зависит от причины, на фоне которых возникла данная проблема.

Ниже перечислим основные способы борьбы с данным недугом у детей в зависимости от причины, которая их вызвала:

  • При кишечных коликах рекомендуют корректировать диету. Также можно использовать постуральную терапию, то есть терапию положением. После кормления малыша необходимо подержать в наклоненном положении, примерно под углом 45 градусов животом вниз в течении 10-15 минут. Между кормлениями и во время приступа животом вниз. Основными средствами от колик являются препараты симетикона: инфакол, эспумизан, коликид. Можно также использовать спазмолитик — риабал. В ряде случаев назначают препараты, нормализующие моторику ЖКТ — домперидон.

малыш после кормления

При кишечных коликах можно использовать терапию положением (животом вниз).

  • Функциональная диарея и запор. При возникновении диареи предпочтение отдается энтеросорбентам. К данной группе препаратов относятся: смекта, энтеросгель, полисорб, атоксил. При запорах назначают такие препараты, как: лактулоза (дюфалак), форлакс. Рекомендуется диета, содержащая большое количество клетчатки и жидкости.
  • При гастрите, язвенной болезни, воспалительных заболеваниях кишечника назначается специальное лечение, которое позволяет устранить обострение заболевания. При спазмах кишечника и от боли в животе по показаниям возможно назначение миотропных спазмолитиков: но-шпа, мебеверин, риабал, дицетел и другие. Но-шпа является наиболее распространенным и доступным средством от спазмов для детей.
  • При ацетонемическом синдроме назначают диету, обильное питье (сладкий чай, щелочная вода, компоты), а также дезинтоксикационную терапию глюкозо-солевыми растворами (физ-раствор, 5% глюкоза, раствор Рингера). Для ускорения обмена кетоновых тел рекомендуют стимол.
  • При инфекциях мочевыводящих путей важно устранить причину — инфекцию. Чаще всего, причиной цистита и пиелонефрита является бактерия — кишечная палочка. Соответственно лечение заключается в назначении антибактериальных препаратов. Это позволит устранить воспаление, а значит и спазматические боли.

Спазмы являются распространенной проблемой, особенно среди детей раннего возраста. Родителям нужно помнить, что причину данного недуга у детей может установить лишь лечащий врач. Не занимайтесь самолечением, при возникновении такой проблемы обращайтесь к педиатру. Доктор не только поставит правильный диагноз, но и назначит адекватное лечение для вашего малыша.

Ребенок от испуга стал плохо говорить — что делать?

rebenok-ot-ispuga-stal-ploho-govorit

Каждый родитель старается оградить ребенка от ситуаций, способных нанеси травму еще не сформировавшейся психике. К сожалению, далеко не всегда можно уберечь детей от простых вещей, которые взрослым кажутся совершенно обычными. Малыш легко может испугаться врача, клоуна, лающей собаки или громко кричащих людей.

Читайте также:  Абсцесс зуба - симптомы и лечение

В одних случаях детский испуг проходит без следа и, успокоившись, ребенок продолжает играть, кушать с аппетитом, болтать и нормально спать. Однако иногда напуганный малыш не перестает плакать, отказывается выходить на улицу, замыкается в себе или видит плохие сны. Нарушения речи также являются частым следствием стрессовых ситуаций. Ребенок, который ранее разговаривал без умолку, может перестать общаться, утратить уже приобретенные речевые навыки, свести разговоры с окружающими к коротким фразам и односложным ответам, или же начать заикаться.

Как помочь ребенку победить страх?

Чтобы стабилизировать состояние психики малыша и снизить до минимума пагубные последствия испуга, прежде всего, необходимо максимально сгладить стрессовую ситуацию, снять зажим и не дать малышу замкнуться в себе. Для этого родителям следует:

1. Не вызывать у ребенка чувства стыда или вины за его испуг.

Следует доступным для малыша языком объяснить, что страх – это нормальная эмоция, которую переживает каждый человек, и родители в том числе. Без этого чувства выживание человека было бы невозможным. Страх с трудом поддается контролю и у детей, и у взрослых. Не стоит стыдиться этого чувства или скрывать его. Только его принятие позволит избежать чрезмерного напряжения и физических проявлений в виде дефектов речи, отсутствия аппетита и сна, вздрагиваний и др.

2. Не обесценивать страх малыша.

Очень часто родители пытаются заставить ребенка «отказаться» от своего страха, настаивая на том, что на самом деле он испугался совершенно без причины и вся эта ситуация абсолютно нормальная. Даже если под таким давлением малыш согласится со взрослыми, его страх никуда не денется. Кроха только еще сильнее замкнется в себе от чувства непонимания, и проблемы с речью могут только усугубиться.

3. Не настаивать на быстром преодолении страхов, если малыш не готов

Многие родители начинают уговаривать ребенка еще раз пережить испугавшую его ситуацию, желая доказать, что его страхи беспочвенны (например, погладить собачку). Следует уважительно относиться к нежеланию ребенка повторно переживать стресс, и при этом разборчиво комментировать его чувства («ты не желаешь подходить к собачке, потому что большой пес тогда тебя напугал?»). Спустя время страхи уменьшатся, а зажимы пройдут.

4. Обсуждать с ребенком пережитую стрессовую ситуацию.

Необходимо проговорить для ребенка все чувства и эмоции, которые он сам выразить пока не в состоянии. Например, «ты очень испугался, когда собака громко залаяла», «ты не хочешь говорить, потому что переживаешь из-за клоуна», «ты не хочешь выходить из дома, потому что боишься, что мы опять встретим тех людей» и т.д. Таким образом малыш сможет выпустить страх, который давит на него изнутри, как и любая другая сильная эмоция.

Важно во время таких разговоров создавать максимально спокойную и привычную для малыша обстановку. Можно погладить и обнять его, если он не против. Необходимо много раз в различных формулировках повторить детали произошедшего, пока не станет ясно, что страх отступает.

5. Повторить испугавшее ребенка событие в игровой форме.

Рекомендуется предложить малышу в игрушках разыграть стрессовую для него ситуацию. Если ребенок совершенно отказывается говорить, то действовать игрушечными персонажами, озвучивать их действия и мысли нужно родителям. Следует акцентировать внимание на том, что доктор не хотел обидеть его и стремился помочь, а клоун – совершенно не желал навредить и только хотел подружиться. Если ребенок заинтересуется, он сможет переиграть случившиеся события и сделать исход таким, каким он его желал бы видеть в реальности.

6. Выразить эмоции на бумаге.

Один из наиболее действенных способов контроля и преодоления негативных эмоций у детей – это рисование. Следует предложить крохе нарисовать страх или испугавшую его ситуацию. Он может изобразить все, что чувствует. Как это будет выглядеть – зависит только от него. Одни малыши в подробностях воспроизводят на бумаге произошедшие события, другие рисуют непонятные картинки, значение которых знают только они. Важно при этом дать ребенку волю выразить свои чувства, не направляя и не исправляя его действия.

Важно помнить, что детская психика очень хрупкая. Малыши еще не умеют контролировать сильные чувства и эмоции. И даже не у всех взрослых это получается. Поэтому крайне важно помочь крохе справиться со стрессом, не допустив усугубления эмоционального состояния. Однако, если ребенок действительно пережил крайне сильный стресс (посягательство на жизнь и здоровье, смерть человека и др.), не следует терять время и сразу обращаться за профессиональной помощью.

Как помочь ребенку восстановить нормальную речь?

Если после сильного эмоционального потрясения ребенок стал путать слова, односложно отвечать, заикаться или вовсе замолчал, не нужно надеяться на то, что со временем малыш забудет случившееся и самостоятельно восстановит речь. В первую очередь, необходимо пройти обследование у психолога. Помимо основных лечебных сеансов, специалист может назначить:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапию;
  • логопедический массаж;
  • лечебную физкультуру;
  • альтернативные методы лечения (катание на лошадях, купание с дельфинами) и др.

Помимо психолога, следует показать ребенка логопеду. Грамотный специалист проанализирует причину регресса речи и разработает эффективную корректирующую программу, которая поможет малышу быстрее восстановить речевые функции, развить разговорные навыки, правильно поставить произношение звуков. Важно начинать такие коррекционные занятия как можно раньше.

Не стоит отчаиваться, если после испуга ребенок вдруг замолчал или стал плохо разговаривать. В большинстве случаев слаженная работа психолога, логопеда и родителей малыша приносит положительный результат. Своевременная коррекция, забота и поддержка помогут малышу быстро избавиться от регресса речевого развития и стрессового состояния.

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

невроз у детей

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Читайте также:  Мононуклеоз - симптомы и диагностика

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапия

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Невроз у детей симптомы и лечение — рекомендации психолога Елены Лагуновой на medalvian.ru

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Вы пропустили